Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
В использовании образовательных, информационно-коммуникационных технологий, нацеленных на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимодействии |
Учебно-методический комплекс ориентирован на выработку четырех главных умений: умение работать с текстом, умение слушать, умение говорить и умение читать. Обязательным является создание проблемной ситуации.
Центральной единицей обучения становится текст. Он является объектом анализа на каждом уроке. Каждый урок - урок развития речи. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, которые обеспечивают целенаправленный поиск информации в источниках различного типа. Ребята ищут информацию не только в учебниках русского языка, но и в учебниках литературы, географии, математики, биологии, обращаются к справочникам, лингвистическим словарям (орфоэпическому, орфографическому, словообразовательному, лексическому, грамматическому и др.). Формируется не только способность извлекать нужную информацию, но и закрепляются разнообразные языковые и речевые умения. Развивается и умение осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, оценивать и редактировать текст и т. д. Большое внимание уделяется упражнениям по развитию навыков использования в речи элементов речевого этикета: сформулируй несколько правил речевого поведения, используя предложенные слова; составь диалог; спроси товарища (прохожего, подругу и т.д.).
Обращаем большое внимание и к вопросам истории русского языка, этимологии слова. Такая работа помогает нам раскрыть многие тайны речи.
Особенностью является изучение шестиклассниками таких тем, как причастие и деепричастие. Приятно отметить, что усвоение сложных тем проходит намного успешнее, чем учащимися седьмых классов. Немаловажную роль, конечно, здесь играет иллюстративный материал, который помогает поддерживать устойчивый интерес к изучаемой теме. Много в учебнике таблиц, схем, фотографий, фотоколлажей, рисунков. Ребятам очень нравятся такие задания, как расскажи по схеме, попробуй проиллюстрировать схемы словами, подбери к каждой схеме пример, рассмотри рисунки и на основе их составь словосочетания и предложения. Вариантов работы здесь множество.
Нравится ребятам и материал, представленный в рубрике «Письмо по памяти». Данный вид работы позволяет им не только выучить и воспроизвести материал, но и самостоятельно оценить, а при нежелательной оценке доучить и переписать. А вот работа со словами из «Орфографического минимума» требует большой концентрации внимания, поскольку слов много, слова непростые. Но систематическая целенаправленная работа помогает успешно усвоить эти слова. Широкое применение находят взаимодиктанты, к проверке которых привлекаются и сами учащиеся.
Множество упражнений разного уровня сложности позволяет варьировать не только виды деятельности, но и выполнять по выбору домашнее задание.
Надежное подспорье к учебнику – приложение (справочные материалы, содержащие не только словари, но и репродукции картин известных художников). Приложение опубликовано отдельным изданием, что очень удобно в работе.
Таким образом, курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка.
Я с удовольствием отмечаю, что учебники С.И Львовой и В.В. Львова – это учебники, с которым растет и ученик, и учитель.
|