Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО заключается в умелом включении игры в контекст обучения, в установлении ее связи с конкретным содержанием учебного материала, в определении границ применения игр, в использовании приемлемых форм игровых взаимодействий. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Концепция изменений предполагает использование на уроках перспективных форм игрового взаимодействия (психодрама, проектирование), содействующих «совершенствованию не ради игры, а совершенствованию в искусстве размышления и изобретения», служащих преодолению определенных недостатков в усвоении учебного материала, повышающих снижение усвоения, стимулирующих учащихся к участию в занятии, воспитывающих в них качества современного человека. Трудоемкость ИПО раскрывается через разработку новой технологии уроков, в создании игровой базы, систематизации материала. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Условиями реализации изменений являются применение инновационных технологий – интерактивных, информационно-коммуникативных, технологии сотрудничества, метода проектов, поиска и исследования, изменение содержания и формы урока, работа по развитию творческих способностей учащихся – создание авторских произведений (игр, игровых заданий, сценариев внеклассных мероприятий). |
Игра наряду с другими формами обучения широко применяется в учебно-воспитательном процессе. О ее целесообразности использования известно всем, но ее дидактические возможности используются далеко недостаточно. Задача автора ИПО – определить, как вписать игру в контекст обучения, увязать с содержанием учебного материала, какие игры эффективны, где границы их применимости.
В качестве перспективных форм игрового взаимодействия разработчик предлагает использование лингвистических задач-игр. Они нацелены на «открытие» важных лингвистических понятий. Эти игры не требуют специальных знаний для их решений. К ответу ведет путь строгого логического рассуждения и обычное владение русским языком. Эффективны игры, развивающие творческие навыки учащихся, - создание игр, игровых заданий, иллюстраций к текстам, написание отзывов, рецензий, сочинений, редактирование творческих работ одноклассников, театрализованное представление, выполнение тестов, решение кроссвордов, шарад, ребусов, игра в грамматический бой. Интересны детям игры, ориентированные на воспитание нравственных, эстетических, коммуникативных, волевых и других качеств. Деловая игра позволяет воссоздать межличностные отношения, процедуры принятия коллективных решений учащихся в ситуациях, моделирующих реальные условия общественной жизни либо профессиональной деятельности. Популярны деловые игры игра-соревнование, игра-дискуссия, инструментальная игра, игра-сопровождение действий словами. Перспективна деловая игра психодрама. Психодрама – метод, который проигрывает жизненные ситуации. Имеет пять основных элементов: протагонист, директор, вспомогательные участники группы, зрители, сцена. Состоит из трех стадий: разогрева, драматического действия, шеринга. Данная игра позволяет активизировать и интенсифицировать процесс обучения, варьировать проблемность, трудность, сложность учебного материала, развивает культуру творчества, культуру речи. Игры «Угадай слово», «Умники и умницы», «Великолепная семерка», «Кто хочет стать отличником» и др. позволяют обычно даже сложный материал представить в привлекательной форме для учеников. Занимательны уроки-игры суд, вернисаж, расследование, путешествие, круглый стол, конкурс и др.
Учебный процесс, сопровождаемый играми, характеризуется большой активностью, проявлением инициативы, смекалки детей, лучшим и более прочным запоминанием изученного материала. Игры дают богатый материал интеллектуального развития школьников, их умственных способностей, помогают учителю изменять формы работы на уроке, повышать трудоспособность и снимать усталость детей, формируют навык самостоятельно учиться. Игровое взаимодействие дает возможность проявить лучшие личностные качества в полной мере, стимулирует учащихся к участию в занятии. В игре происходит сглаживание внутренних противоречий личности, улучшается психологическое состояние. |