Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Научно-методические основы углубленного изучения химии в школе. Организация обучения учащихся на основе проектно-предметного подхода. Михайлова Тамара Васильевна, учитель химии МОУ «Лицей №2» г.Чебоксары

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

приоритетного национального проекта «Образование»

I. Общие сведения

 

Ф.И.О.

автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

должность

стаж работы

Михайлова

Тамара Васильевна

МОУ «Лицей №2», 428000 г.Чебоксары, ул. Шевченко, д.№2 

учитель химии

27 лет

 

II. Сущностные характеристики опыта.

1. Тема инновационного педагогического опыта:

     Научно-методические основы углубленного изучения химии в школе. Организация обучения учащихся на основе проектно-предметного подхода.

2. Источник изменений:

     Противоречие между необходимостью обеспечения углубленной подготовки старшеклассников по выбранным им дисциплинам и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации моделей обучения, имением самостоятельно творчески осваивать новые способы деятельности.

3. Идея изменений:

  Профильное обучение призвано обеспечить высокую степень готовности не только к вступительным к экзаменам в ВУЗ, но и к продолжению образования в высших учебных заведениях. Должно способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием и приборами, проведения и анализа научного эксперимента и т.д. То есть, концепция основана на личностно деятельном подходе, предполагающем организацию специальной работы по формированию деятельности учащихся, контролю, самоанализу и расширению возможности социализации. Именно они обеспечат преемственность между общим и профессиональным образованием.

4. Концепция изменений:

   Как показывает опыт преподавания химии в классах углубленного изучения естественно-научных дисциплин, эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы. Это: элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания, творческие отчеты, сопровождающиеся презентациями и др. Но надо помнить, что расширение сферы самостоятельности учащихся может решаться только на основе консолидации педагогического сообщества с органами управления образования.

5.Условия реализации изменений:

  Свою цель и задачи я определила как разработка научно-методических основ изучения химии в школе и совершенствование преподавания химии по углубленным программам,  методических приемов, учебных навыков, направленных на качественное усвоение изучаемого курса.

  Именно в средней школе интенсивно формируются личностные ориентации, ценностные установки, выявляется интерес к выбору профессии. В целях формирования положительной мотивации к предмету «химия», разработана система элективных курсов, которая включает оригинальный материал, выходящий за рамки программы. В обучении химии имеет место идея деятельного подхода. Данный подход позволяет осуществить переориентацию от превалирующего  усвоения знаний- к овладению способами познавательной и практической деятельности.

При подготовке к урокам химии используются современные образовательные технологии, в том числе ИКТ. Это:

-проектная технология, главной целью которой является создание механизма разработки, утверждение и использование образовательных программ для освоения старшеклассниками современных информационных коммуникационных и проектно-исследовательских технологий;

- модульная технология-блок объединенного по содержанию учебного материала и технологии овладения им учащихся. Цель - дать основы знаний по предмету через системность материала;

- здоровьесберегающая технология;

- интерактивная технология и др.

При подготовке к урокам широко используется дидактический материал: тесты, карточки, раздаточный материал по всем тематическим разделам. Для оценивания промежуточных и конечных результатов используются зачеты, практические и лабораторные, контрольные работы, тесты.

Своим педагогическим опытом делюсь с учителями-предметниками на семинарах, методических объединениях, курсах при ЧРИО, конференциях города и республики.

6. Результат изменений:

Ежегодно учащиеся медицинского направления являются участниками олимпиад по химии. За последние 5 лет (2003-2008г.г.) подготовлено 29 победителей городских олимпиад и  9 - республиканских олимпиад. (Всего 38)

Подготовлено 16 призеров научно - практических конференций городского и республиканского уровня. В 2007/08г. победителями стали 5 учащихся, представившие 3 научно-практические работы на суд жюри и завоевавшие 2 первых и 3-е места на республиканском конкурсе Excelsior.

Ученики 11-ых классов Карпов Сергей и Федотова Ирина на Всероссийской научно- практической конференции (г.Москва, МФТИ, секция химии)заняли соответственно

 1-ое и 2-ое места. Поощрительной грамотой отмечены участники 5-ой международной научно-практической конференции школьников «Старт в Науку» ученики 11-го класса Леонтьев С.и Лисин А. Ежегодно учащиеся автора ИПО принимают участие в региональных и всероссийских конкурсах школьных компаний.

учебные годы

город

республика

Россия

поощрение

2003/04

1-ое место

1-ое место

г.Ярославль

диплом

2004/05

1-ое место

1-ое место

г.Казань

диплом, грамота

2007/08

1-ое , 2-ое, 2-ое места

1-ое , 1-ое, 3-ое места

г.Казань

дипломы, грамота

 

В мае 2008г. 24 ученика 11-го класса участвовали в олимпиаде по химии, которая проводилась на базе «Хим.прома» (г. Н.Чебоксарск). Результаты: 1-ое и 3-е места завоевали ученики М11-го класса Прутков И. Семенова Е.; 4 ученика были отмечены грамотами и награждены экскурсионной поездкой в г. Москву. В 2006/07уч.г. также по итогам этой олимпиады 1-ое место по химии занял ученик М11-го класса Тарасов Д., который в настоящее время является студентом Московского химического ВУЗа.

Таким образом, наблюдается позитивная динамика в учебных достижениях за 5 последних лет. Средний балл по химии на основе анализа классных журналов меняется в 9-ых-11-ых классах (профильных) от 3,7 до 4,5.

Средний балл ЕГЭ составляет примерно 4,6.

Уровень успеваемости по предмету за последние 5 лет составляет 100%

7.Публикации предоставленном инновационном педагогическом опыте:

- «О роли химических знаний в экологическом образовании и научно-исследовательской деятельности учащихся» - Экологический вестник ЧР, 2004г.

- «Из опыта конструирования курса химии для классов биолого-химического профиля». г.Чебоксары. Вестник ЧГПУ, 2005г.

- «Химия и медицина» - материалы республиканской научно-практической конференции. ЧГПУ. 2006г.

- «Особенности преподавания химии в классах медицинского направления». Из опыта работы в классах с углубленным изучением химии.

Журнал «Народная школа». Январь 2008г.

Интернет-сайт.

 

III.Описание инновационного опыта учителя

 

Особенности преподавания химии

 в классах медицинского направления.

Из опыта работы в классах с углубленным изучением химии

МОУ «Лицей №2», преподаватель Михайлова Т.В.

 

            Изучая курс неорганической и органической химии в классах химико-биологического профиля, мы часто подчеркиваем связь химии с медициной. Уместны слова великого Ломоносова – «Медик без довольного медицинского познания химии совершенен быть не может». Связь эта возникла давно. Еще в ХVI веке широкое развитие получило медицинское направление в химии, основоположником которого стал швейцарский врач Парацельс (1493-1541г.г.). «Цель химии состоит … в изготовлении лекарств» - писал он. Для современных врачей и фармацевтов изучение химии имеет огромное значение. Медики должны четко знать природу лекарственных препаратов, их свойства, растворимость, реакционную способность, влияние на человека. Наконец, взаимосвязь между содержанием, например,  некоторых химических элементов в организме и возникновением и развитием различных заболеваний.

            Оказалось, что особенно чутко организм реагирует на изменение концентрации в нем микроэлементов. К таким относятся медь, цинк, марганец, молибден, железо, йод и др. Определение концентрации этих элементов в крови позволяет иногда обнаружить ранние стадии различных заболеваний. Так, изменение концентрации цинка в сыворотке крови связано с протеканием заболеваний печени и селезенки, а кобальта и хрома – некоторых сердечно-сосудистых заболеваний и др.

Это очень актуально для Чувашии, где испытывается дефицит йода и цинка. Программа по химии в лицее №2 построена так, что в 9-ом классе изучается химия элементов (3 часа в неделю), в 10-ом классе – органическая химия (4 часа в неделю), и в 11-ом классе – общая химия (4 часа в неделю).

И при изучении темы, например, «Щелочные и щ/земельные металлы и их соединения» уместно напомнить, что:

            -гидрокарбонат натрия (питьевая сода) используется в медицинской практике при повышенной кислотности желудочного сока, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, изжоге, подагре, диабете, катарах верхних дыхательных путей. Это связано со способностью гидрокарбоната натрия подвергаться гидролизу и создавать щелочную среду. При  слабых концентрациях можно использовать при ожогах, для ингаляций, при насморке, стоматитах и др. Поэтому в домашней аптечке всегда присутствует пищевая сода;

            - гидроксид кальция в форме известковой воды применяют наружно в качестве противовоспалительного и дезинфицирующего средства. Если смешать известковую воду с маслом (любым), то можно использовать в виде мази при некоторых кожных заболеваниях;

            - карбонат кальция применяют внутрь не только при недостатке кальция в организме, но и как средство, адсорбирующее и нейтрализующее кислоты;

            - сульфат натрия называют глауберовой солью (в честь немецкого химика Глаубера). Ее применяют как слабительное  средство. Может быть использована в качестве противоядия при отравлении солями бария и свинца, с которыми она дает нерастворимые осадки.

Можно продолжать бесконечно долго описывать медицинские показания для использования химических элементов и их соединений.

            При рассмотрении тем органической химии каждый гомологический ряд найдет подтверждение связи химии и медицины, например:

            - фенолы: карболовая кислота и резорцин – сильные антисептические средства. Применяются в наружной рецептуре для изготовления противогрибковых препаратов;

             - бензойная кислота и бензоат натрия, салициловая кислота используются не только как консерванты, но в определенных дозах они входят в состав спиртовой жидкости для применения при проблемной коже и т.д.

            Совершенно благодатные темы для повышения интереса к предмету «химия» и заинтересованности, может быть, в будущей профессии являются «Спирты», «Сложные эфиры», «Углеводы», «Белки» и др.  В настоящее время необычайно возрос интерес к специальности «Биотехнология »  - это промышленная технология получения хозяйственно ценных продуктов, основанная на использовании микроорганизмов, тканей и клеток или продуктов их жизнедеятельности. Что значит БТ для медицины – это новые лечебные препараты, это конструирование «поливалентных вакцин», это сыворотки и иммуноглобулины, инсулин и т.д.

            Перечень можно продолжать. Всеми этими проблемами и их решением будут заниматься химики и медики будущего, т.е., сегодняшние школьники, решившие посвятить свою жизнь служению двум самым древним областям человеческих знаний – химии и медицине.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика