Информационная карта инновационного опыта участника
приоритетного национального проекта «Образование» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О.
автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор
опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием
преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж
работы
в должности |
Павлова Елена Геннадьевна |
МОУ «СОШ № 62 с углублённым изучением отдельных предметов г. Чебоксары»,
428034, г. Чебоксары, ул. м. Павлова,78 |
учитель русского языка и литературы |
24 года |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
«Технологии нового поколения и развитие нетрадиционных подходов в подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку» |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной
деятельности и др.) |
Противоречия между требованиями образовательного стандарта формировать лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию учащихся и традиционным подходом к организации урока, его структуры и содержания.
Отсутствие связи знаний, получаемых на уроках русского языка с практическим опытом.
|
Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержаний образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность опыта заключается в изменении структуры и содержания уроков русского языка. Опорной, ключевой единицей урока становится текст.
Особое значение приобретает принцип целенаправленного развития всех видов речевой деятельности, который реализуется на основе текстоцентрического подхода к обучению по русскому языку уже в среднем этапе обучения. Текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств).
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски) |
Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции.
Широкое использование методов наблюдения, анализа языковых явлений, взаиморецензирования, приёма сравнения; ежедневная работа, направленная на формирование умения слушать и слышать, анализировать чужую речь и критически относиться к собственной, целенаправленный поиск новых форм, приёмов и средств обучения, развитие общепредметных компетенций, участие в олимпиадах, конкурсах.
|
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма |
Профильные классы в старших классах (социально - гуманитарный и социально - экономический профили).
Введение элективных курсов по предмету («Русский язык и деловая коммуникация»).
УМК под редакцией М.М.Разумовской (с 1998 года - 2 выпуска), учебник Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина для 10 - 11 классов, использование дисков к этим учебникам и рабочих тетрадей.
Стремление отказаться от сложившихся стереотипов, желание изменить свой подход к содержанию и формам урока.
Целостность, системность, научность, доступность. |
Результат изменений |
Сложившаяся в практике работы система позволяет добиваться высоких результатов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Повышение качества знаний, высокие результаты ЕГЭ, поступление в вузы, победы на городских и республиканских конкурсах, в олимпиадах, в конференциях.
|
Публикации о представленном инновационном опыте |
В декабре 2008г. работа отправлена на Всероссийский конкурс педагогов «Образование: взгляд в будущее»
(г. Обнинск)
|
III. Описание инновационного опыта учителя |
Подготовка к экзамену требует времени и усилий. Моя задача - помощь в приобретении детьми полной уверенности в своих силах.
Опираясь на анализы результатов ЕГЭ, составленных ФИПИ и указывающих на самые «опасные» задания, разработан алгоритм действий, простые пути решения заданий, обращается внимание на экзаменационные «ловушки».
Систему эту можно назвать супертренингом.
Уроки подготовки по заданию С проводятся интерактивными методами (групповая дискуссия, мозговой штурм). Задания А и В рекомендую выполнять, начиная с V класса. С листами КИМов тоже. При анализе КИМов за разные годы составлена таблица работы с ними с V по XI классы.
Личностно-ориентированные технологии, интенсификация обучения на основе опорных схем, таблиц, алгоритмов дают положительный результат. Деятельностный подход, принцип пошагового ведения к успеху, принцип интеграции – русский язык и литература на одном уроке - помогают раскрыть потенциальные возможности учеников.
Внеурочная и внеклассная деятельность по предмету дополняет и расширяет реализацию возможностей компетентностного подхода. |
IV.Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|