Семёнова Надежда Димитриевна |
428037, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Баумана, д.10 |
учитель русского языка и литературы |
22 года |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
В процессе работы возникли противоречия: на уроках, базовую подготовку по предмету, учащиеся не имеют возможности для существенного расширения и углубления знаний |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Организация системы факультативных занятий в течение всего года, спецкурсов по конкретным проблемам и индивидуальных консультаций с учащимися. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Подготовка происходит в течение всего учебного года, комплексно, сразу по двум предметам. |
Считаю, что интересным и полезным может быть мой инновационный опыт подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку и литературе.
Думаю, в условиях формализации и стандартизации образования, унификации субъекта учебной деятельности олимпиады остаются незаменимым фактором творческого, культурно-эстетического развития наших детей. При подготовке к олимпиадам я ставлю следующие задачи: 1) выявление детей и подростков, литературно одаренных; 2) развитие познавательного интереса школьников в области гуманитарных наук в связи с использованием материала, выходящего за пределы школьной программы; 3) повышение уровня подготовки учащихся в гуманитарной сфере; 4) помощь в профессиональном самоопределении учеников старших классов; 5) усиление мотивации развивающей деятельности учителей-словесников в работе с одаренными детьми; 6) сохранение интеллектуального потенциала общества.
Среди задач олимпиады на общем ее фоне возникает и проблема подготовки будущих филологов, литературоведов, способных двигать вперед науку об искусстве слова.
В процессе работы возникают противоречия: классы большие (25 человек и разноуровневая подготовка), на уроках, проходя базовую подготовку по предмету, учащиеся не имеют возможности для существенного расширения и углубления знаний. У учителя нет условия, у ученика – соответствующих возможностей. Идея изменений: создание системы работы, которая включает в себя различные виды деятельности: 1) лекции по наиболее сложным теоретическим материалам; 2) работа с текстом; 3) решение лингвистических задач; 4) работа с тренажерами; 5) разработки индивидуального маршрута подготовки каждого из «олимпийцев». Система предполагает и различные формы работы: факультативные занятия в течение всего года, спецкурсы по конкретным проблемам и индивидуальные консультации с учащимися. За две недели до олимпиад происходит «погружение в предмет», который предполагает усиленное усвоение материала по предмету. В нашей школе есть практика координации с другими предметниками во избежание перегрузки учащихся, в результате ребята освобождаются от объемных письменных заданий с целью интенсивной подготовки. Концепция изменений заключается в том, что создается коллектив «олимпийцев», в котором дети занимаются все вместе, несмотря на их разный возраст; подготовка ведется комплексно, сразу по двум предметам: по русскому языку и литературе.
В течение последних трех лет мной разработана программа и проводятся факультативные занятия «Лексическая стилистика», спецкурс «Анализ поэтических и прозаических произведений», элективный курс «Основы деловой стилистики». Данные курсы способствует развитию способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности, совершенствованию навыков самоорганизации и саморазвития, формированию, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика.
Были разработаны индивидуальные маршруты для Александровой Евгении и Александровой Елены, которые принимали участие не только в олимпиадах по русскому языку и литературе, но и по потребительскому праву, экономике, английскому языку, обществознанию и занимали призовые места. Было проведено 216 часов, всего в занятиях приняли участие 28 учащихся. Например, в 2008 году на этапе «погружение в предмет» проведены 40 часов (2 часа в день); прочтены 26 часов лекций по теории русского языка и литературы.
Такая система подготовка оказалась эффективной, и об этом свидетельствуют вышеназванные результаты учащихся, общее повышение интересов «олимпийцев» к предмету, отличная успеваемость, высокие баллы на ЕГЭ. |