Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Система работы с одаренными детьми на уроках гуманитарного цикла. Тувалева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 46»

Приложение № 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОНОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образование»

I. Общие сведения

Ф.И.О.  автора проекта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Тувалева Елена Ивановна

428037 г. Чебоксары

ул. Баумана, 4

МОУ «Гимназия № 46»

учитель русского языка и литературы

19

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Система  работы с одаренными детьми на уроках гуманитарного цикла.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

1.Новые условия образовательной деятельности.

2.Введение новых учебных курсов и системы дополнительного образования посредством ДПУ.

3. Профессионально – ориентированное обучение.

Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно – информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

1.  Использование  коммуникационно – информационных технологий, технологии личностно – ориентированного обучения.

2. Изменение в организации учебного процесса.

3. Внедрение элективных курсов на 3 ступени обучения.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски)

1. Формирование познавательной активности учащихся.

2. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе изучения русского языка, литературы.

3. Работа с одарёнными детьми: подготовка к творческим конкурсам, олимпиадам и научно – практическим конференциям.

4. Отсутствие специально составленных учебных и  дидактических материалов по теме.

Условия реализации изменений ( включая личностно – профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Обмен опытом работы в профессиональных сообществах: участие в городских, республиканских семинарах, проведение мастер – классов, участие в научно-практических конференциях, образовательных форумах.

 

Результаты изменений

На протяжении ряда лет  мои ученики занимают призовые места на городских и республиканских олимпиадах по русскому языку и литературе, (с 2004 по 2008 гг. – 24 призовых места); городских и республиканских НПК (2005-2008 гг. – 7 призовых мест); в интеллектуальных играх и творческих конкурсах различного уровня (2005-2008 – 11 призовых мест). Мои ученики успешно сдают ЕГЭ по русскому языку, полученные ими баллы всегда выше среднереспубликанских показателей.

В 2005, 2006, 2007 годах работала членом предметной подкомиссии по русскому языку ГЭК ЧР по проверке экзаменационных работ по русскому языку, в 2006, 2007 - уполномоченным членом ГЭК ЧР по проведению ЕГЭ.

Более 10 лет являюсь членом комиссии городской олимпиады по русскому языку.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Статья «Система работы с одаренными детьми на уроках гуманитарного цикла» в сборнике «Русский язык как интеллектуальная ценность и как учебный предмет» (материалы Всероссийской научно-практической конференции), Чебоксары 2008.

Материалы интеллектуальной игры по русскому языку и презентация размещены на сайте ЧРИО в разделе «Передовой педагогический опыт учителей».

Статья «Сценарий литературно-ролевой игры «Властелины колец»» в сборнике «Из наших СНОв» (сборник научных и творческих работ членов студенческого научного общества), Чебоксары 2008.

Планы уроков, презентации, сценарии, программы элективных курсов, тестовые задания размещены на моем сайте в сети Интернет.

III. Описание инновационного опыта учителя

Главное в системе работы с одаренными детьми — личностное развитие ученика, реализация ребенка на максимальном для него уровне. Обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп изучения программного материала, осознанное обучение, преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями.

Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность.  Учитель выполняет функции не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся. Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные.  Методы обучения — проблемные.  Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации, какие существуют подходы к организации учебно-воспитательного процесса для одаренного ребенка?

Во-первых, на помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о деятельности.

Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Проектное обучение — это «путь замысла или способ планирования». Поэтому учителю важно развивать способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном результате учитель должен способствовать развитию способностей и умению анализировать свою деятельность.

Реализация исследовательского метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. В классе создается исследовательская мастерская, в которой ученики из моно предметной области переходят в смежные интегрированные образовательные области, что позволяет предметнику осуществлять  межпредметную интеграцию (история и литература, МХК и литература, ИКТ и литература, ИЗО и литература, страноведение и литература и т.д.), а также вести преподавание предмета в логике ЕГЭ (включая КИМы в исследовательскую деятельность), организовывать научные общества и проводить апробацию исследовательской работы и в форме воспитательных мероприятий, как классные часы, общешкольные интеллектуальные конкурсы, спектакли, издание газет и т.д.

Предполагается, что подобная модель организации учебного процесса будет воспитывать у учащихся исследовательские компетенции (под которыми понимается готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию), позволяющие лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности. Метод проектов в образовательных областях «Литература», «Зарубежная литература», «Стилистика» выступает с одной стороны как педагогическая технология, а с другой как организация деятельности учащихся по методу исследовательского проектирования.

Важно не само по себе использование ИКТ. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). Например, использование компьютерных словарей на уроках русского языка и литературы может повысить плотность урока. Мультимедийный проектор делает средства презентационной графики обязательным инструментом для подготовки выступлений учителей и учащихся. С помощью проектора урок становится не только более наглядным, но и насыщенным, плотнее. Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса.

Система образовательного процесса, включает в себя проблемное обучение, широкое использование метода проектов, активное включение ИКТ в учебную деятельность, позволяет перейти от языковой компетентности учащегося к его ментальной идентификации, духовной культуре, социальной адаптации, самоопределению и самореализации, готовности к профессиональной деятельности.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Данная графа заполняется председателем районного методического объединения

(ассоциации) учителей – предметников или методистом ОУО

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика