Тема инновационного педагогического опыта |
«Поэтическая студия как форма работы с одаренными детьми во внеурочное время» |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)
|
В эпоху гуманизации образования является важным решение проблем самоактуализации личности, ее целостности и духовности на уроках как гуманитарного, так и естественного цикла. Но в новых условиях образовательной деятельности возможно и обучение школьников по дополнительным образовательным программам. Поэтическая студия реализует программу, нацеленную на достижение комплексного результата: предметного (знания, умения и навыки по литературе) и личностного (творческих свойств личности). |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникативных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность моего ИПО заключается в использовании инновационных образовательных технологий в работе поэтической студии – в обновлении содержания, методов и организационных форм внеурочной деятельности. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Прежде всего я использую педагогику сотрудничества, так как считаю высокой ее педагогическую эффективность: она обеспечивает более высокий уровень результативности и продуктивности работы. В результате применения технологии возрастает творчество детей. Также использование ИКТ позволило словотворчество воплотить в альманахи, буклеты и т.д. Интерес к слову возрос у учащихся. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Овладение любой педагогической техникой требует от учителя немалых физических и душевных усилий, постоянной практической работы, организованности. У меня уже накоплен достаточно большой личный опыт работы с одаренными детьми, и то, что я сама занимаюсь поэтическим творчеством, помогает мне и в работе, и в установлении контактов с учениками. |
Результат изменений |
Успешное участие в творческих конкурсах, фестивалях, конференциях. Возрастание уровня практических и теоретических умений и навыков. Изменение личностных качеств под влиянием работы в поэтической студии. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте. |
Статья в учебном пособии «Теория и практика организации научно-исследовательской работы в школе», авт. В.Н.Никифорова 2008г.
Публикации в газетах «Родники Чувашии» (№36, 2006г.), «Химик» (№38, 2006г., №18, 2007г.) |
Описание инновационного опыта учителя.
В современном обществе успешность человека определяется тем, насколько он способен адекватно оценивать свои возможности и адаптироваться к изменениям в социокультурной среде. Приобретение социальных компетенций, развитие творческих способностей, личностных качеств становится крайне важным для становления ребенка как личности. Формирование у детей способности к саморазвитию является сегодня центральной педагогической задачей. В школах организуется работа по дополнительным образовательным программам.
Одним из таких видов деятельности в нашей школе является студия поэтического мастерства, которую я веду на протяжении нескольких лет. Реализуемая мною программа предполагает достижение комплексного результата: предметного (знания, умения, навыки по литературе) и личностного (определенные свойства личности, позволяющие ребенку достигать максимальных результатов в творчестве). Учащиеся получают теоретические знания и навык владения специальными терминами, творческие навыки и умение воплотить это в готовом продукте (стихотворение, поэма).
|
Цели и задачи студии поэтического мастерства таковы:
· Развивать поэтические способности учащихся.
· Знакомить с техникой и приемами поэтического мастерства.
· Приобщать учащихся к поэзии.
· Воспитывать интерес к поэзии.
· Расширять кругозор учащихся.
|
Для занятий студии поэтического мастерства характерны следующие формы работы:
· Тематические занятия.
· Выпуск поэтических сборников.
· Презентации публикаций.
· Вечера поэзии в поэтическом кафе.
· Игровые занятия.
· Подготовка к участию в научных конференциях, творческих конкурсах. |
В работе я использую инновационные педагогические технологии, прежде всего педагогику сотрудничества. Почему педагогика сотрудничества применима на занятиях поэтической студии? Во-первых, потому что она по подходу к ребенку является гуманно-личностной, во-вторых, личностный подход помогает видеть в каждом ребенке личность, уважать ее и верить в нее. Сотрудничество на занятиях в студии реализуется в форме сотворчества: с индивидуальным подходом, доверием к ученику. Стиль отношений на моих занятиях: не запрещать, предоставлять свободу выбора. В результате такого подхода возрастает творчество детей. У учащихся формируются собственные взгляды, они активно проявляют инициативу.
Другим важнейшим методом работы является метод проектов. Он стимулирует интерес к занятиям, овладению знаниями через проектную деятельность. В основном на занятиях мы реализуем литературно-творческие проекты: альманахи, газеты, презентации.
В работе мне также помогают информационно-коммуникативные технологии. Я создаю свои собственные презентации, например: «Виды нерифмованного стиха. Верлибр, белый стих. Холостой стих», «Благозвучие в поэтической речи», «Работа над поэтическим словом». Интерес к слову, творимому как форме самовыражения, получил поддержку современной компьютерной техники: учащиеся с удовольствием выпускают альманахи, буклеты и другие виды быстрых публикаций.
Результатом занятий в студии явился неподдельный интерес к поэзии, желание творить самим. Ежегодно наши студийцы участвуют в творческих конкурсах, побеждают в номинации «Авторская поэзия» (на нашем счету около 15 конкурсов, 13 призовых мест). Мои ученики участвуют в региональной научной конференции в секции «Авторская поэзия», занимают призовые места. О работе студии пишут в газетах («Родники Чувашии», «Химик»). Я представила презентацию «Формы и методы работы по развитию творческих способностей учащихся на занятиях поэтической студии» на Республиканском фестивале учителей-словесников «Открытый урок». |