Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Инновация обусловлена следующими противоречиями, новыми условиями образовательной деятельности:
- несоответствие между традиционной системой организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогическими условиями жизни ребенка и закономерностями психолого-физиологической деятельности, активно-деятельной природой человека:
- ухудшение здоровья учащихся за счет перегрузок, недостаточного использования здоровьесберегающих личностно-ориентированных технологий обучения;
- возможность использования цифровых образовательных ресурсов, IТ-технологий, методических и дидактических материалов современного кабинета биологии. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно- коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, и др.)
|
Большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Сущность изменений:
1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
6. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
7. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
8. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
9. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.
10. Создание условий для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима обучения, которая бы обеспечила высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой помогает отодвинуть развитие утомления.
Концепция изменений основана на использовании таких технологий, которые обеспечивают учение с интересом, следовательно, способствуют сохранению здоровья. На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению биологии следующими методами:
- интерактивные методы (ролевые игры, дискуссии, семинары
- метод проектных технологий
- использование ИКТ технологи |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Для внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо:
1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
2. Изменение отношения учителя к учащимся. Учитель должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности.
3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
4. Повышение профессионального уровня учителя: прошла курсы ИКТ и в совершенстве владею методикой проведения таких уроков в соответствии с САНПиН, выступление на педсовете (обобщение опыта)2008 по здоровьесберегающим технологиям, овладела методикой экспериментальной работы, мониторинговой деятельности. |
Результат изменений |
1.Повысился уровень качества знаний по предмету (с 49% до 52,8%)
2.Результаты ЕГЭ по школе выше республиканских.
3.Участие в научно-практических конференциях. (школьной, региональной, республиканской)
4. Поступление в ВУЗы по специальности( 15 человек за последние 3 года) |
Публикации о представленном педагогическом опыте |
Сайт МОУ СОШ № 4 г.Новочебоксарск (www.edusite.ru)
Сайт Ассоциации учителей биологии Чувашской Республики, рубрика « Методическая копилка». (www.auchrbio.narod.ru).
Издательский дом «Первое сентября». Фестиваль «Открытый урок»(http://1 september.ru).
Сборники тезисов по материалам IX и X открытой зональной конференции молодежи и школьников «Наука Творчество. Развитие».(2006, 2007г.) |