ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта
Пякшина Галина Петровна |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
МОУ «СОШ № 45 г. Чебоксары» |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Учитель географии |
Стаж работы в должности
26 лет |
|
|
|
|
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Комплексное изучение курса «География России» материала крупными блоками, проектная деятельность на уроках географии с использованием ИКТ |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Изменение программ, появление большого количества учебников, веяние времени - появление новых технических средств обучения, изменение роли ученика в учебном процессе, развитие интеграционных связей «учитель-ученик» |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Изменения в содержании образования, предоставлении учащимся возможностей творческого участия в учебном процессе, основанное на субъект - субъектное отношение в образовательном процессе, возможности собственными силами создавать образовательную продукцию по наиболее глубоко изучаемым темам, разделам. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Необычное сочетание ранее известных элементов, использовать их с большей эффективностью |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
В случае, если учитель хочет владеть этой методикой, то должен иметь хороший уровень теоретической и методической подготовки, обладать высоким проффессонализмом. А также наличием учебника А.И. Алексеева «География России: население и хозяйство» 8-9 класс, рекомендованное к использованию Министерством Образования РФ и учебник Л.П.Куракова и Г.П.Пякшиной «Основы географии России школьникам» |
Результат изменений |
Умение учащимися логически мыслить, объяснять причинно-следственные связи |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Опубликована книга в соавторстве с академиком Л.П. Кураковым «Основы географии России школьникам», где крупные блоки по темам составлены по данному принципу. Создала электронный учебник «Регионы России» в помощь педагогам, начинающим работать по данной программе |
III. Описание инновационного опыта учителя |
В основу изучения курса «География России» крупными блоками положен методологический принцип известного экономико - географа России, автора первого учебника по экономической географии, Н.Н.Баранского о комплексном подходе к изучению территории Баранский любил повторять, что территорию надо рассматривать от « геологии до идеологии». Комплексный подход к изучению курса, как утверждал Николай Николаевич, позволяет создавать целостный образ территории, со всеми взаимосвязями и взаимозависимостью создать целостный образ территории.
В настоящее время большинство учителей проходит курс традиционно: в 8 классе - особенности природы России, а в 9 классе ее население и хозяйство. Мы взяли на вооружение программу, в которой в 8 классе изучаем природу страны и население, а в 9 классе межотраслевые комплексы и регионы России: природу и хозяйство одновременно, методом наложения физической географии на экономическую.
В результате такого методического приема удается давать материал крупными блоками в виде опорных схем. Опорная схема позволяет эффективнее использовать время, отведенное на изучение темы, расширяет возможности использования на уроке различных видов деятельности, в том числе, и самостоятельной деятельности и комбинированного контроля знаний учащихся. Сочетание словесных и наглядных методов обучения, позволяет выделить из большого объема изучаемого материала основные понятия. Это один из путей для освобождения учащихся от излишней детализации, фактологической перенасыщенности материала и помочь ребенку сосредоточится на главном. Это дает возможность учащимся развивать логику мышления и объяснять причинно-следственные связи между экономической и физической географией: отвечать на вопросы «Зачем?» и «Почему?».
Совершенствованием работы в данном направлении стало использование на уроках мультимедийных презентаций и составление учащимися проектов по отдельным регионам России с последующей защитой. Это позволяет учащемуся самореализоваться, получить собственный мультимедийный продукт, с интересом и творчески подходить к изучаемому предмету. Для закрепления материала и отработки навыков по изучаемой теме предлагаются практикумы, семинарские и зачетные занятия, обобщение материала в занимательной форме типа игры или аукциона знаний. В результате этого появляется возможность полноценного изучения природы и хозяйства своего родного края. А для получения объективной оценки - тестовый контроль на компьютере. Комплекс разнообразных форм работы составляет законченный цикл в работе по каждому разделу.
В результате такой системы работы в творческом сотрудничестве «учитель-ученик» созданы электронный учебник « Регионы России» и презентации к урокам «Страноведение». Это дает возможность интеграционных связей географии с информатикой и другими предметами, и использованием их в практической деятельности. По результатам работы был проведен открытый урок, который занял призовое место в городском конкурсе «Лучший урок с использованием ИКТ» в 2006году, и 5 место в республике. |