Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Роль проектно-исследовательских технологий в преподавании биологии. Сабитова Гельнур Нурулловна, учитель биологии МОУ «Татарско – Сугутская СОШ» Батыревского района ЧР

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Сабитова  Гельнур Нурулловна

429357 ЧР. Батыревский район. Д.Татарские Сугуты. Ул. Школьная – 22  МОУ «Татарско – Сугутская СОШ».

Завуч. Учитель биологии.

21 лет.

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Роль проектно-исследовательских технологий в преподавании биологии.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности ученика перед членами своей группы. В группе происходит формирование толерантности, то есть все считаются с мнением соседа.
Работая в малых группах  учащиеся разговаривают, размышляют, анализируют и делают выводы. У них развивается коммуникативное мышление. С лидерами проще работать: они всегда целенаправленны, имеют интерес к изучаемому объекту, ведут за собой других. А вот со слабенькими  учениками посложнее, их труднее заинтересовать и  мотивировать. Я стараюсь им уделять самое главное -  внимание и дать посильную работу. Никогда они не сидят без дела и их работа всегда оценивается.
 

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информа-ционных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

                                                          В чем же заключается  суть ПИТ?
Реализация ПИТ начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела, или конкретной деятельности. Дети распределяются в  группы по интересам, намечают цели и задачи  будущей учебной или исследовательской деятельности. Таким образом, становятся подлинными субъектами образовательной деятельности. Каждому находиться задание по интересам: кто–то становиться лидером–организатором, кто-то составляет план работы, кто-то работает  художником-оформителем. Вот на этом этапе я практикую технику чтения пометками на полях. Это техника критического мышления, которая помогает разделять изучаемый материал на блоки, выявлять самые главные моменты. Это техника вдумчивого чтения  и аналитического мышления.
 
 

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений предполагает создание новой методики преподавания биологии, основанной на принципах ситуационно-позиционного обучения и являющейся составной частью дидактики развивающего обучения. Содержание школьного курса биологии  помогает мне формировать у учащихся все уровни познания. При изучении ботаники и зоологии мои ученики  проходят ученический уровень, когда они занимаются под моим руководством. Здесь уже весь алгоритм задан, нужно только решить те или иные проблемы. Например: по рисунку определите, к какому семейству относится данное растение или же по тесту  учебника найдите ответ на такой вопрос. Постепенно проходят в  алгоритмический уровень, начинают по памяти  выполнять задания: сформулируйте закон, дайте определение термина, опишите пищевую связь. При  изучении человека и основ общей биологии, с учетом преемственности, они переходят на эвристический и творческий уровни. Сюда относятся решение проблемных ситуаций, участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материала из различных источников, активность, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по существу проблемы, умение выразить свое отношение к изучаемому материалу, самостоятельность при добыче информации. Участие на олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательские работы способствуют формированию у учеников творческого уровня. В заключение хочу сказать, что даже формирование у учащихся  различных уровней познания я связываю с проектно-исследовательскими технологиями.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Проектирование на самом деле – это не просто метод деятельности, это целостная технология, совокупность методов создания нового на основе творческого преобразования имеющегося. Ключевые понятия проектирования– прототип, копия, проблематизация, проект, уровень новизны проекта.  Специфика проектирования заключается в том, чтобы научиться видеть основные структурные элементы и функциональные особенности прототипа – объекта, который мы желаем преобразовать, ибо в настоящее время он несет в себе целый комплекс проблем, которые не позволяют ему эффективно работать, а нам эффективно выполнять свою деятельность по его управлению.
 
 

Результат изменений

Работая над проектными технологиями, обобщая и распространяя свой опыт работы на школьном, районном уровнях я пришла к следующим выводам:
• Повысилось качество образования в преподаваемых классах.
•Увеличилось количество призеров олимпиад по предмету.
• Увеличилось количество участников и победителей на конференциях и конкурсах.
• Увеличилось поступаемость в вузы и ссузы по профилю.
• Проектная технология эффективно и гармонично сочетается с другими инновационными методами.
Попробую показать взаимосвязь проектных технологий со здоровьесберегающими. Для участия на районном фестивале научно – исследовательских работ моя ученица разработала проект «Модно быть здоровым», которая заняла 1 место. На основании этой исследовательской работы был составлен общешкольный проект «Просто быть здоровым». Этот проект действующий, уделяется огромное внимание к здоровому образу жизни. В школе с каждым годом увеличивается количество детей, которые занимаются в основной группе. Проектные технологии тесно связаны и с модульным обучением. 11 класс. Модуль «Цитология». Учащиеся создали проектный урок « Клетка структурная и функциональная единица всего живого», с презентацией, с использованием ИКТ. На этом уроке мы объединили в единое целое: проектные технологии, модульное обучение и ИКТ . На своих уроках я использую интерактивную доску, так как запустила программу 1 С образование. Использую Интернет при обобщении и распространение опыта работы по проектным технологиям.
 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=21& 
Проектные технологии в образовательном процессе
Применение проектных технологий в преподавании биологии (из опыта работы Сабитовой Г.Н.)



III. Описание инновационного опыта учителя

 

      Более 20 лет я  работаю в сельской школе учителем биологии. Оглядываюсь назад…  Сколько реформ, нововведений, методических приемов, технологий! И, конечно же, поиск… Творческий поиск именно своего пути! Думаю, внедрять даже совершеннейшие технологии в свой педагогический процесс полностью невозможно. Ведь у меня своя методика,  «свои» дети, «свои» коммуникативные ситуации, «своя» среда. Разумеется, речь идет не об основных тенденциях, приемах, принципах существующих технологий. Все они интересны, познавательны! Особо близки мне в настоящее время коммуникативно-развивающие, интегральные личностно-ориентированные модели обучения и воспитания, здоровьесберегающие технологии. Но наиболее эффективным и приемлемым считаю применение проектно-исследовательских технологий в процессе обучения биологии. Необходимость внедрения этой технологии, на мой взгляд, заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Прежде содержание образования ассоциировалось с вербальным учебным материалом, а
 сегодня  – это также деятельность школьников, их переживания и отношение к изучаемому материалу. Если в содержание образования включается деятельность, поиск, чувства и переживания, анализ и обсуждения школьников, то должны меняться и критерии успешности образовательного процесса. Что в итоге будут оцениваться не только знания, но и другие показатели: участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материала из различных источников, активность, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по существу проблемы, умение выразить свое отношение к изучаемому материалу, самостоятельность при добыче информации. Применяя проектно – исследовательские технологии (ПИТ)  я использую  интерактивные стратегии преподавания и методы кругового взаимодействия.  ПИТ – система интегрированных процедур в образовательном процессе. Эта технология включает в себе многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, мозговые штурмы, опытная работа, деловые игры, поисковой эксперимент, анализ источников.
Проектирование на самом деле – это не просто метод деятельности, это целостная технология, совокупность методов создания нового на основе творческого преобразования имеющегося. Ключевые понятия проектирования– прототип, копия, проблематизация, проект, уровень новизны проекта.  Специфика проектирования заключается в том, чтобы научиться видеть основные структурные элементы и функциональные особенности прототипа – объекта, который мы желаем преобразовать, ибо в настоящее время он несет в себе целый комплекс проблем, которые не позволяют ему эффективно работать, а нам эффективно выполнять свою деятельность по его управлению.
 

 Oсновные этапы технологии   проектирования.
 

1. Выбор прототипа и формулирование цели проектирования. Цель деятельности вообще – это планируемый результат. Цель проектирования– это образ преобразованного прототипа. В процессе преобразования прототипа необходимо достичь улучшения его положительных функций и уменьшить или устранить его отрицательные функции. В этом случае происходит
проектирование как процесс преобразования. Для проектирования целями деятельности могут быть преобразование имеющихся прототипов или создание новых систем или их групп, образующих природную, техническую, социальную или культурную среду.
2. Составление структурно-функциональной модели прототипа. Модель прототипа составляется в виде схемы или рисунка. На схеме указываются все структурные элементы и их функции. Для каждого элемента системы указываются положительные и отрицательные функции. В случае если у нас нет прототипа,  то выбираем совокупность прототипов, на основе которых мы будем создавать проект.
3. Формулирование и решение проблем функционирования прототипа.
В процессе анализа структуры и функций прототипа определяются проблемы в его работе. Для решения проблем можно использовать анализ научно-популярной литературы, «мозговой штурм», метод контрольных вопросов и системный анализ.
4. Изменение прототипа на основе полученных решений и создание проекта.
Полученные решения вносятся в прототип, после чего преобразуются его структура и функции. Преобразованный прототип и представляет собой проект.
5. Представление и защита проекта. Рекомендуется выделить специальный день и время, когда ученики могут защитить подготовленные проекты. При защите проекта учащиеся выступают по следующему плану:
1) обоснование выбора темы проекта, цели и прототипа;
2) основные проблемы прототипа;
3) рассказ о том, как осуществлялся поиск решений для проблем;
4) характеристика полученного проекта, оценка уровня творческой новизны;

5) практическое значение проекта. 

 

 

 

 

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика