Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Характер противоречия – глобальный: между конкретным формированием личности и сложившимися организационно-педагогическими условиями. Противоречие между формулирующимся становлением и развитием одаренных учащихся в образовательном процессе как субъектов собственной деятельности, способных к свободному и ответственному жизненному самоопределению и несовершенной системой проектирования многообразных деятельностей. Новые условия образовательной деятельности – эвристическая система обучения, состоящая из выбора программы, самоорганизующих форм обучения: самостоятельная, взаимообучение и получение реальных результатов. Новые средства обучения: компьютерные телекоммуникации. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно -информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО в изменении содержания и организации учебного процесса: проектная деятельность, ведение элективных курсов, летний лагерь для одаренных детей, учебно-тренировочные сборы по биологии, перед олимпиадой учащиеся посещают зоологический музей. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Основана на проектном подходе. Уровень новизны – условный (необычное сочетание ранее известных элементов). Ограничения – в условиях решения вопроса о расширении сферы самостоятельности учащихся. Трудоемкость связана с проектированием содержания, форм и способов организации образовательного процесса. Риски ИПО объясняются трудностью соорганизации людей при существующей системе управления , выделяющейся в ответственный участок работы. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Цель педагога – расширить сферу самостоятельности учащихся, от учебной к ответственному жизненному самоопределению. Учениками осваиваются исследовательская, творческая, проектная, эвристическая типы деятельности. Разработанный комплекс занятий, включающий методики, тесты, опросники, список литературы для углубления знаний по биологии, Интернет – источники. Высокий уровень развития профориентационной компетентности старшеклассников: способность осознанно выбирать дальнейшую траекторию образования профиль).Успешный опыт сотворчества, приобретенный в ходе реализации проектной деятельности. Развитие компьютерной грамотности учащихся. |
Социопрактическое содержание идеи представляет собой обобщенные характеристики педагогической деятельности учителя биологии. С проблемой работы с одаренными детьми ему удалось столкнуться в первый же год работы в связи с олимпиадным движением. Олимпиады – важнейший критерий при выявлении одаренных детей. Выявление способных к учению ребят и привитие интереса к предмету проходит на уроках биологии и географии путем использования проектной направленности, ИК-технологии. Подготовка и поддержка осуществляется на последовательных этапах «пошаговой методики»:
1.Определение учащимися своих личностных черт и склонностей к овладению предметов, профессиональных способностей. Основными формами работы с одаренными детьми являются уроки-консультации (групповая, индивидуальная, сетевая), диагностика, самоорганизующие формы обучения (само и взаимообучение), репетиторство, участие в дистанционных формах образования, реализуемых на основе компьютерных телекоммуникаций. Звристическая система обучения необходима, прежде всего, одаренным детям с ярко выраженной самобытностью. Применение дидактической эвристики является особо приоритетной для сельской малокомплектной школы, в которой трудится наш учитель. Она результативна.
2.Получение полной информации об используемой современной вузовской литературе по анатомии растений, морфологии растений, физиологии растений, зоологии позвоночных, анатомии и физиологии человека, биохимии, основам эволюционной теории, молекулярным основам жизнедеятельности клетки, микробиологии, экологии, генетики и т.д. на занятиях кружка и элективных курсов (в ходе проекта).
3. Практические профессиональные пробы: летний лагерь для одаренных учащихся, учебно-тренировочные сборы по биологии в ЧГПУ им. И.Я.Яковлева при биолого-химическом факультете. Перед олимпиадой ученики посещают зоологический музей при РГОУ «Дворец детского и юношеского туризма «Эткер» и ЧГПУ при биолого-химическом факультете.(в ходе проекта).
4. Самоанализ учащегося, проектирование будущих образовательных и профессиональных траекторий. ( в ходе проекта, самостоятельная деятельность учащегося). Выполняя задания проекта ученик получает полную информацию о существующей литературе по той или иной теме, разделу, осуществляет профпробы. В создании личностно значимых образовательных продуктов, играющих большую роль в подготовке к олимпиаде и профильных проб, происходит возможность одновременно реальной оценки своих способностей и представления себя в профессии. Выбор дальнейшей траектории маршрута образования учеником происходит на основе лично принятой проблемы исследования, следовательно, осознанного выбора. Использование в проекте ИК технологий носит прикладной характер, является вспомогательным элементом в решении главной задачи – формировании профессиональной компетенции учащихся. Работая в проекте, ребята выходят на новый образовательный уровень, соответствующий требованиям компьютерной грамотности.
Результаты работы за 5 лет: одаренные дети в большинстве участвуют в различных конкурсах и, прежде всего, в предметных олимпиадах, где реализуют себя как интеллектуальная и творческая личность. Начиная с 2003-2004 учебного года по 2007-2008 учебный год на районных предметных олимпиадах ребята заняли призовые места по: - биологии -26; - географии – 15; - экологии -16. Учащиеся занимают призовые места на республиканских предметных олимпиадах. С 2004 по 2008 годы по этим предметам было занято 21 призовое место. Из них став победителями семь учащихся участвовали на окружном этапе Всероссийской олимпиады по биологии в городах Оренбург (2002, 2005г.г.), г. Киров(2006г.), г.Уфа (2007г.), г.Тюмень (2008г.). Двое ребят приняли участие на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по экологии (г. Саратов, 2000 г.), по географии (г. Рязань, 2005г.).
Выпускники – участники олимпиадного движения поступают в ВУЗы по профилирующей специальности «биология» и «география». В ЧГПУ на биолого-химическом факультете обучается 4 студента, в ЧГУ на факультете «Лечебное дело» - 6 студентов, на географическом факультете – двое, в медицинском колледже – один. Все учатся на бюджетной основе. |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Соловьева Валентина Михайловна, 2-12-48, obrazov 1@ kozlov. сap. ru
429430, Чувашская республики, Козловский район, ул. Ленина, д.55 |