ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта
|
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Кержаева Наталия Геннадьевна |
МОУ «Лицей № 4», 428038, Чувашия, г. Чебоксары, ул. Чернышевского, 4 |
Учитель физики |
31 год |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Разработка программы раннего изучения физики |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Новые условия образовательной деятельности |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Изменение содержания образования и образовательного процесса |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Соответствие содержания учебного предмета «физика» с возрастными особенностями учащихся |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Реорганизация общеобразовательной школы в многопрофильный лицей; личностные и профессиональные качества педагога – высшая квалификационная категория, большой опыт работы, изменение содержания обучения по предмету на основе развития познавательных способностей учащихся и выбором современных форм освоения учебного материала |
Результат изменений |
Положительная динамика учебных достижений; победы в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня; активизация учебно-исследовательской деятельности обучающихся, повышение мотивации обучения, рост творческого потенциала педагога. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
1. Статья «Изучение физики с 5 класса» в Сборнике статей научно-практической конференции ЧГПУ им. И.Я. Яковлева «Теория и методика обучения физике, математике и информатике в средних и высших образовательных учреждениях», 2005г.
2.Публикация на сайте фестиваля педагогических идей «Открытый урок 2006-2007 учебный год», на компакт-диске, в сборнике тезисов статьи «Урок физики в 10-м классе с использованием ИКТ»
3. Публикация на сайте фестиваля педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября» 2007-2008 учебный год, на компакт-диске, в сборнике тезисов статьи «Применение метода аналогий при изучении темы «Генератор на транзисторе». |
III. Описание инновационного опыта учителя |
ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ С ПЯТОГО КЛАССА.
Трудно переоценить роль физики среди других учебных дисциплин. Физика развивает логическое мышление, формирует материалистические взгляды на мир, дает ответы на многие «почему?». Чаще всего вопросы задают дети девяти-десяти лет. У них уже есть некоторые знания об окружающем мире и именно в этом возрасте наиболее сильно проявляется стремление к познанию. К такому выводу я пришла, работая в общеобразовательной школе с 1998 года по программе изучения физики с пятого класса. По обычной программе в пятом классе запланирован один час в неделю природоведения. В данный курс входят сведения из различных учебных дисциплин: немного географии, немного биологии, немного физики и т.д. Современные дети, которые черпают огромную информацию помимо школьных учебников, а особенно те, которые в начальной школе обучались по программе развивающего обучения, все это уже знают из курса естествознания, и самое время предложить им курс, который для них более интересен. Проводимое исследование подтвердило – учащиеся пятого класса с большим желанием идут на уроки физики. Они с нетерпением ждут этих уроков потому, что на них они получат новые знания и ответы на интересующие их вопросы об окружающем мире.
Занятия в пятом классе проходят по двухчасовой недельной программе. Данная программа утверждена институтом образования Чувашской республики. В программу включены основные физические понятия и законы в ознакомительной форме. Преимуществом данной программы является большое количество демонстрационных и лабораторных экспериментов. Например, выполняются следующие лабораторные работы: «Измерение размеров тел», «Наблюдение различных состояний вещества», «Измерение температуры воды и воздуха», «Изучение трения», и т.д. Если ребенок не только увидел, но и сам участвовал в постановке физического эксперимента, то знания его будут намного прочнее и осознаннее. Решаем мы с ребятами и несложные задачи. Учимся работать с формулами и единицами измерения. Занятия проводятся по учебнику «Физика и химия 5-6 класс», авторы: А.Е. Гуревич Д.А Исаев. Л.С. Понтак. Данный учебник содержит минимум текстовой информации, поэтому важна роль учителя в объяснении материала. Часто дети используют дополнительную литературу по изучаемой теме. Данная форма работы очень ценна, так как приучает детей к самообразованию.
Анализируя свою работу по данной программе, я пришла к выводу, что дети, изучающие физику с пятого класса, понимают физические явления глубже. В настоящее время, когда идет сокращение часов физики в средней школе, важно, что в седьмой класс дети приходят уже подготовленные. Это позволяет перестроить программу, углубив ее и расширив, и не только в седьмом, но и последующих классах.
К вопросу о раннем изучении физики в своей статье, опубликованной в журнале «Народная школа», 6/2007 обращается методист Чувашского республиканского института образования И.В. Игряшова, ссылаясь на мой педагогический опыт по данной проблеме.
|
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Данная графа заполняется председателем районного методического объединения (ассоциации) учителей-предметников или методистом ОУО |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|