ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
|
I. Общие сведения |
|
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
|
Петров Геннадий Николаевич |
МОУ «Сюрбей-Токаевская ООШ»,
429151, ЧР, Комсомольский район, д.Сюрбей- Токаево, ул.Мира, 10а |
Учитель физики |
35 лет |
|
II.Сущностные характеристики опыта |
|
Тема инновационного педагогического опыта |
Психодидактика (дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический подход в преподавании физики |
|
Источник изменений(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)
|
Использование технологии, предоставляющие учащимся возможности реализовать свои познавательные и творческие потребности, развивать стремление к самореализации. |
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Осуществляется преобразование содержания учебного материала с целью обеспечения возможности реализации выделенной психической функции личности. |
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Обучающиеся должны готовить себя владеть способами самоопределения , уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последовательной деятельностью и, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, формулировать выводы, выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий |
|
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Учитель должен быть компетентным в осуществлении взаимосвязи психологических и дидактических концепций обучения и внедрения их в свою практику путем разработки психодидактических технологий, доведенных до уровня раздаточного дидактического материала, подготовленного для каждой конкретной темы учебного предмета. |
|
Результаты изменений |
Учащиеся усваивают принцип выделения главного при организации учебного процесса, возможность включать всех учащихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности. Удачно реализуется принцип системности обучения. |
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Проведение уроков (мастер- классов) в 14, 15-х районных методических фестивалях уроков физики;
В 18,19-х Республиканских фестивалях уроков физики и математики. |
|
III. Описание инновационного опыта учителя
Психодидактика – такая технология обучения, которая берет на себя функции осуществления взаимосвязи психологических и дидактических концепций обучения и внедрения их в школьную практику путем разработки психодидактических технологий , доведенных до уровня раздаточного дидактического материала, подготовленного для каждой темы конкретного учебного предмета. Данная технология предоставляет учащимся возможность реализовать свои познавательные и творческие потребности, развивать стремление к самореализации. Блок системного усвоения материалов по данной технологии состоит из следующих подходов к обучению: дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический. Используя теорию и данную технологию на уроках вполне можно решить психологические и дидактические проблемы, достичь понимания сущности изучаемой теории, обучить анализу структуры знания. Сложный материал делается доступным, если его разбить на краткие по содержанию части, выделить важные элементы, расположить их в логической последовательности. На каждом уроке совместно с учащимися анализ структуры учебного материала. В учебном материале выделяются главные и второстепенные элементы знаний. Дискретный подход возможность включить всех учащихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности. В курсе физики средней школы изучается свыше 40 физических величин. Системно-функциональный подход дает возможность выделить элементы знания в изучаемом материале и определить их функции. После реализации первых двух подходов( дискретного и системно-функционального) появляется возможность расположить все элементы изучаемого материала в логике структуры рассматриваемой теории. В этом поможет системно-структурный и системно-логические подходы. Облегчить запоминание физических величин и законов помогает системно-структурный подход.
Разбиение знаний на элементы дает возможность разворачивать учебную работу по трем направлениям:
- Изучение каждого конкретного элемента знания в логике, представленный учебником, путем записи его в виде вопроса и ответа – дискретный подход;
- Выявление состава знания о системе элементов, имеющих одинаковые функции, и разработка технологии их усвоения- системно-функциональный подход;
- Представление изучаемого материала в соответствии с логикой изучаемой научной теории- системно-структурный подход
Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащихся в образовательном процессе, т.е. обучающиеся должны готовить себя владеть способами самоопределения, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, уметь делать самооценку своей учебно-познавательной деятельности, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, формулировать выводы, выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.
Предлагаемая система обучения полностью исключает явления, когда ученик смог бы присутствовать на уроке и ничего не усвоить, либо усвоить фрагментарно один- два параграфа, по которым его опрашивали на протяжении изучения темы.
Учитель из информатора превращается в организатора, помощника и оценщика деятельности учащихся.
|
|
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Оформление опыта работы в виде буклета и распространение среди учителей района. |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Петров Вениамин Николаевич, учитель физики МОУ «Комсомольская СОШ № 1» |