ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Полунина Татьяна Владимировна |
МОУ «СОШ № 45 г. Чебоксары» |
Заместитель директора по НМР,
учитель физики |
Стаж работы учителем физики
35 лет |
|
|
|
|
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Инновации в организации самостоятельного учебного познания физики учащимися. |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Главным условием своей образовательной деятельности я считаю всестороннее развитие ребенка сегодня для становления гуманного, высоко образованного и культурного человека завтрашнего дня. Если я, учитель, сумею помочь сориентироваться ребёнку в окружающем мире и найти свою «нишу» в жизни, используя все возможности урока физики, то моя задача педагога хотя бы частично выполнена. В таком случае урок физики - стартовая площадка в будущую жизнь, где я развиваю умение думать, сравнивать, анализировать, делать выводы, говорить, предлагать, отрицать, не соглашаться, слушать и слышать других и многое-многое другое , на что нацелен учитель и к чему готовятся ученики. Сегодня условия моей работы, как никогда раньше, должны учитывать неповторимость, индивидуальность, хрупкость детской души. Ну что я могу противопоставить жесткости окружающего мира, развращающему влиянию СМИ, Интернета, ТV, радио с их навязыванием определенного стереотипа поведения через рекламу, фильм, книгу, статью в газете и другое? Что?
Только тщательно подготовленный урок и свою систему ценностей, свое отношение к окружающему миру через совместную работу на уроке и свою личность. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Считаю, что в моей работе любая инновация хороша, если она опирается на проверенный десятилетиями опыт советской и российской школы. Я знаю, что всё новое – это хорошо забытое старое; и ещё одна моя заповедь, которой я следую: «Не навреди!» Поэтому я использую эффективные пути усиления познавательного интереса к учебной программе: воздействуя на чувства и эмоции ученика + раскрытие практической значимости проблемы + получение на уроке детьми таких умений и навыков, которые пригодятся им для будущей жизни. Самостоятельность в работе – вот к чему мне надо сделать «прививку», чтобы это стало потребностью для ребенка при решении любой творческой и жизненной задачи. Воспитание веры в себя, умение оставаться собой через «Знание. Терпимость. Сотрудничество». Но организация такой деятельности это труд не одного года, результат зависит от выбранной ребенком и его родителями траектории развития и морали семьи, а моя роль в этом становлении «предложить возможность роста» и научить идти вперед. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Использую придуманный мной метод мгновенного моделирования, который можно применять на уроке физики для изучения физических явлений, для ознакомления с работой физических приборов, при «переоткрытии» физических законов и в других ситуациях урока. Это позволяет от возможности моделировать физические процессы на уроке и дома плавно перейти к возможности учиться моделировать любую жизненную ситуацию, а затем решать её корректно и грамотно. Из опыта: наблюдала и проверила, как работа на моделирование физического процесса позволяет ребенку многократно изменять ситуацию в процессе работы и улучшать её до тех пор, пока в нужный момент ученик начинает понимать: проблема реализована. Трудность работы учителя в том, что скорость развития детей разная, и обучение сразу целого класса одновременно один и тот же результат никогда не даст. Выход из этой ситуации в дифференцированном подходе к каждому обучающемуся и просто в уважении и любви к юному гражданину. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Мой опыт работы позволяет вовлечь учащихся в творческий поход за знаниями, научить ребёнка стать исследователем пространства жизни, развивать аналитическое мышление детей, формировать в детях умения комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые, интенсифицировать разноуровневую учебно- познавательную деятельность учащихся, эффективно включать учащихся в диалог, осуществлять психологическую разгрузку, формировать адекватную самооценку своих поступков и решений. |
Результат изменений |
Самоотдача на уроке и при подготовке к нему с моей стороны даёт, в конечном итоге, высокое качество знаний и умений учащихся, помогает родителям взрастить лучшие человеческие качества в своих детях. Конечным результатом этой работы, я считаю, должна стать «компетентностная» триада выпускника школы: процессно-объектные знания – деятельностные умения – средово-оценочные навыки ориентации в окружающей действительности с поведенческой и ценностной позиций.
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
|
У меня четыре печатных работы: три выставлены на сайте Всероссийского фестиваля «Открытый урок» за 2005-2006, 2006-2007, 2007-2008 учебные годы и в газете «Физика. Первое сентября» № 6 за 2004 год, в рубрике «Нестандартный урок» по теме: « Рентгеновские лучи», для 11 класса. В ноябре 2006 года мной представлен опыт работы на Российской Научной школе-семинаре «Академия Юных» и Российском научно-методическом семинаре «Наука в школе» в городе Гагра, Республика Абхазия во время работы семинара (в устной форме).
|
III. Описание инновационного опыта учителя |
Я, Полунина Татьяна Владимировна, учитель высшей квалификационной категории, имею общий педагогический стаж работы 35 лет. За свою трудовую деятельность я награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Генеральной линией в моей работе считаю деятельность по развитию и воспитанию ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом. Я - практик, и то чему научили меня дети в процессе общения, и чему научила их я, за время работы с ними, умещается в одну строку: «Знание. Терпимость. Сотрудничество» - это мой жизненный и трудовой девиз. Для всестороннего развития мыслительных, логических, творческих и исследовательских возможностей ученика, я использую комплексные современные технологии при сохранении лучших традиций советской и российской школы при опоре на индивидуальный и коллективный потенциал коллег., Гуманистическая направленность моей учебно–воспитательной работы, постоянный рост профессиональной компетентности, умение владеть собой, воздействовать на учащихся в контексте личностно–ориентированного обучения, высокий уровень таких педагогических способностей, как коммуникативные, аналитические, организаторские дают возможность показывать высокие результаты преподавания и воспитания учащихся, позволяют выполнять задачи обучения и развития детей.Своим опытом работы, представленном на семинарах уровня от городского до Всероссийского, по проблемам преподавания естественных наук по таким темам как: «Самостоятельная работа на уроках физики», «Развитие информационных умений учащихся на уроках физики», «От мыслительных умений к исследовательским навыкам» и другим могу поделиться с коллегами.
|
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Данная графа заполняется председателем районного методического объединения (ассоциации) учителей-предметников или методистом ОУО |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|
|
|
|
|
|