ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЯ»
|
I. Общие сведения. |
Ф. И. О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Глухова Лариса Михайловна |
МОУ «Порецкая СОШ» 429020 Чувашия С. Порецкое Пер. Школьный,1 |
Учитель математики |
18 лет |
II. Сущностные характеристики опыта. |
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Использование элементов проблемного метода обучения на уроках математики. |
Источник изменений. |
Противоречие между школьной программой и требованиям к студентам высшей школы
Применение в процессе преподавания математики новых средств обучения: мультимедийный проектр, электронные учебники, интернет-ресурсы. |
Идея изменений. |
Обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения системы задач – проблем, протекающего под общим руководством учителя. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски). |
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма). |
При организации и планировании занятий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В 5-8 классах – любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; В 9-11 классах – стремление понять, обобщить, предпочтение активности, самостоятельным формам обучения, выбор значимых для них предметов, определение своего места в жизни. |
Результат изменений |
Положительная динамика учебных достижений- повышение качества обучения. Победы учеников в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте. |
http://www.larisglukhova.narod.ru/ |
III. Описание инновационного опыта учителя. |
Задача учителя научить школьников не только понимать, но и мыслить. Для этого надо развивать способности ученика. Это развитие помогает ученикам самостоятельно добывать знания. Добиться этого можно, если на уроках создавать проблемные ситуации и разрешать их с помощью учеников. Ситуация называется проблемной, если её не возможно решить с помощью известных знаний и способов действий. Главное в решении проблемы - привлечь школьников, заинтересовать их проблемой. Учитель в этом случае помогает разрешить данную ситуацию. Рассмотрим некоторые ситуации. Например, при изучении темы «Сложение дробей с разными знаменателями» в устную работу включаю примеры на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, и встретится пример, где знаменатели разные. Происходит заминка, создается проблема, как сложить дроби с разными знаменателями. Разрешение проблемы будет удачным, если ученики вооружены необходимыми знаниями для разрешения данной проблемы. В данном случае ученики умеют приводить дроби к одинаковым знаменателям, поэтому эта ситуация будет разрешена самими учениками. Проблемные ситуации можно создавать и при введении понятий. Например, при изучении темы «Ромб» ученики уже знакомы с параллелограммом, поэтому достаточно на доске нарисовать несколько ромбов разных по размеру, положению и цвету и учащиеся в состоянии сами сформулировать определение ромба. Тему «Трапеция» можно начать с изображения на доске различных выпуклых четырехугольников. Среди них известные ученикам фигуры: квадрат, прямоугольник, параллелограмм и новый четырехугольник трапеция. Ребятам предлагается назвать их, дать определение, а неизвестный назвать «трапецией» и попросить учеников сформулировать определение самим.
Проблемные методы обучения помогают развивать логическое мышление учащихся, учат находить способы самостоятельного разрешения и позволяют делать небольшие открытия самим ученикам. Знания учащихся становятся более прочными при таком подходе. |
IV. Экспертное заключение. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений. |
Муниципальный уровень распространения опыта. Формы: семинары учителей математики, директоров, заместителей директоров. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый индекс |
Методист районного отдела образования и молодежной политики Кожевникова Т.Ф. glyhova_larusa@mail.ru |