ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Иванова Светлана Антоновна |
Муниципальное образовательное учреждение «Новобайбатыревская средняя общеобразовательная школа» Яльчикского района Чувашской Республики,
429384, Чувашская Республика, Яльчикский район, с. Новое Байбатырево, ул. Центральная, д.75 |
Учитель математики |
22 |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Развитие познавательного интереса и формирование творческой активности учащихся с использованием элементов прикладной и практической направленности. |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Противоречие между необходимостью формирования личности, обладающей коммуникативными способностями и готовностью к вхождению в мир и успешной жизнедеятельности в нем и недостаточным методическим обеспечением развития опыта творческой деятельности учащихся в процессе изучения математики. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта связано с включением активных форм обучения. В основу обучения положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Связь математики с жизнью человека, широкое привлечение жизненного опыта, примеров из окружающей действительности и развития его образного мышления. Использование новейших средств в обучении, в том числе интерактивных. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании процесса обучения и воспитания школьников и организации учебного процесса с использованием элементов творчества и проектной деятельности, ИКТ, так же примеров из окружающей действительности для активизации познавательной деятельности. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Создание условий, позволяющих целенаправленно и последовательно поддерживать инициативу, самостоятельность, ответственность, развивать адаптивные способности ученика в изменяющемся мире через формирование социально-коммуникативных умений посредством совершенствования работы. В процессе преподавания математики успешная реализация возможностей задач, выполняющих прикладные функции в обучении и приложение математической теории к практике, к жизни.
Формирование социально зрелой личности каждого обучающегося достигается посредством применения наиболее эффективных форм и средств обучения.
В образовательный процесс вводятся:
- система работы в группах;
- решение творческих и нестандартных задач прикладного характера;
-выполнение творческих работ практической направленности;
- создание проектов;
- работа по развитию общепредметных компетенций. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Условиями развития познавательного интереса и творческой активности учащихся являются изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта, прикладной направленности учебного материала и выбор адекватных форм его освоения. |
Результат изменений |
Активизация участия школьников в олимпиадах, на конференциях и творческих конкурсах различного уровня. Повышение качества знаний, положительная динамика количества призовых мест в олимпиадах, на конференциях и творческих конкурсах, поступления в ВУЗы, высокий результат ЕГЭ. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
в 2005/06 уч.г. - статья «Занятие кружка в 10-м классе по теме «Функции и их графики» с использованием русского фольклора; в 2006/07 уч.г. – статья «Урок математики в 6-ом классе «Все действия с обыкновенными дробями» с использованием местного материала; в 2007/08 уч.г. – статьи «Программа воспитания «Исток» и «Неделя чувашской национальной культуры в школе»; все 4 статьи опубликованы на сайте Фестиваля http://festival.1september.ru, на компакт-дисках и в сборниках тезисов; статьи «Математическая интерпретация узоров чувашской национальной вышивки» и «Конкурс для девушек 5-9 классов «Хозяюшка» опубликованы в сборнике научных трудов «Профильное технологическое образование и перспективы его развития» (Чебоксары, 2006, с.146-154); статья «Прикладная направленность на интегрированных уроках» опубликована в сборнике научных трудов «Совершенствование профессиональной подготовки студентов педвузов» (Чебоксары, 2007, с. 40-43). |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Вся учебная и воспитательная работа направлена на то, чтобы вырастить общительных, нравственно зрелых и развитых людей, способных найти свое место в жизни. В связи с этим перед собой ставлю задачу теоретически обосновать и практически реализовать такое обучение, которое обеспечило бы формирование личности, обладающей высокими духовными потребностями, развитыми познавательными способностями. Моя задача как педагога не только дать учащимся математические знания, но и сформировать у них коммуникативные, интеллектуальные, творческие умения, способствующие становлению и самореализации личности.
В связи с этим я разработала программы «Программа по математике для 5-11 классов общеобразовательной школы» и элективного курса «Уравнения с двумя переменными». По этим программам предусмотрены регулярные творческие работы, позволяющие повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, продемонстрировать практические приложения математики. Мною предложен план творческой деятельности учеников. Деятельность учеников предусмотрена в рамках изучаемых учебных тем в каждом классе, предложены конкретные тематики творческих работ и цель, на которую они направлены. Уроки творческих работ несут глубокую практическую направленность, и ярко прослеживается связь с другими предметами.
Исследовательская и творческая деятельность кроме познавательного, развивающего значения важна с точки зрения социально-психологической адаптации личности учащегося, формирования успешности, подготовки к самостоятельной жизни.
Подготовлены проекты использования национального регионального компонента «Математическая интерпретация узоров чувашской национальной вышивки», «Старинные русские и чувашские меры»; проекты экологического воспитания на уроках математики с использованием местного материала «Математика в мире животных» и «Математический заповедник», которые дают возможность развития в детях сопричастности к экологическим проблемам современности. Разработана «Программа воспитания школьников на традициях чувашского и русского народов «Исток». К данной программе разработан проект «Неделя чувашской национальной культуры в школе».
Моя работа предназначена не только для учеников, но и для родителей, которые заботятся об умственном развитии ребенка, а также будет полезна педагогам, как опытным, так и начинающим. Она интересна, разумна и не скучна, нацелена на творческое мышление, совершенствование в области математики. Каждая моя находка содержит в себе математическую основу и, несомненно, способствует развитию познавательного интереса и творческой активности учащихся.
Работать над реализацией практической, прикладной направленности обучения надо очень серьезно, ведь она влечет за собой развитие познавательной активности учащихся. Перебрать десяток методов и выбрать нужный, перебрать десяток учебников, но думать самому, вечно изобретать, совершенствоваться. И все для того, чтобы разбудить детей, ввести их в царство мысли. Внедрение компьютерной техники в процесс обучения усилит его прикладную направленность. А вопросы синтеза проблемного обучения с компьютерном будут способствовать развитию информационной культуры учащихся. |
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Новизна данного опыта заключается в предложенном эффективном способе наполнения мотивационного аспекта содержания обучения математике, обладающим ярко-выраженной прикладной направленностью в соединении с технологией развития творческих способностей учащихся. Данный ИПО имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Формы распространения ИПО: творческие мастерские, открытые уроки, мастер-классы. |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Скворцов Сергей Васильевич, методист по информационным дисциплинам, тел.:(883549) 2-56-36; e-mail: obra@yaltch.cap.ru; 428380, Чувашская Республика, Яльчикский район, с.Яльчики, ул.Иванова,16.
|