Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Педагогические условия совершенствования подготовки учащихся к ЕГЭ по математике с использованием ИКТ. Краснова Людмила Геннадьевна, учитель математики МОУ «Лицей № 2» г.Чебоксары

Информационная карта инновационного опыта участника

Приоритетного национального проекта «Образование»

I. Общие сведения.

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Краснова

Людмила Геннадьевна

МОУ «Лицей № 2», 428003, Чувашская Республика,

г. Чебоксары, Шевченко,2.

Учитель математики.

26

II. Сущностные характеристики опыта.

Тема инновационного педагогического опыта

«Педагогические условия совершенствования подготовки учащихся к ЕГЭ по математике с использованием ИКТ».

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Педагогическая проблема, вызвавшая появление данного опыта, это обязательная ежегодная сдача ЕГЭ по математике всеми выпускниками, необходимость изменений  образовательного процесса в выпускных классах. Потребность в повышении эффективности образовательной деятельности подготовки к ЕГЭ отражает определённый концептуальный контекст, определяемый совокупностью культурных, социальных, идеологических, политических, экономических и пр. условий осуществления инновационных преобразований, является выражением определённой профессионально-деятельностной позиции педагогического коллектива. Источником изменений является 1)расхождение между существующими условиями обучения и воспитания и требованиями динамично развивающейся общественной практики сдачи ЕГЭ; 2)несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны ЕГЭ; 3) несоответствие между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию, односторонностью педагогического процесса; 4)отставание процессов генерализации знаний и умений от необходимости применять преимущественно обобщённые знания и умения для сдачи ЕГЭ; 5)расхождение между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; 6)несоответствие определяющего значения деятельности в развитие личности и преобладания в массовой школе репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения и мероприятийных форм воспитания; 7)расхождение между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и технократизацией педагогического процесса.   

Новые условия образовательной деятельности: система управления знаниями на основе непрерывного постоянно повторяющегося процесса, состоящего из четырёх этапов: оценка внешних тенденций, выбор стратегии управления знаниями, выбор программной среды для управления знаниями, получение реальных результатов.  

В 2007-2008 учебном году в кабинете математики, где я работаю, появились новые средства обучения: компьютер, проектор и белая доска-экран. Они создали новые условия образовательной деятельности.

Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Социопрактическое содержание идеи. Думаю, что каждый творческий учитель благодарит судьбу за возможность работать в той школе, где он смог реализовать свой педагогический потенциал и добиться высокого уровня взаимопонимания со своими учениками. Я не являюсь исключением. Я работаю в лицее, который раньше назывался политехническая школа-гимназия. Его профиль особенный, он совпадает с потребностями современного мира. Основная задача лицея: подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманного достижения жизненных целей.  Здесь учатся только с 9 класса по 11 по следующим направлениям: инженерное (2 класса), медицинское, экономическое, юридическое и педагогическое (по 1 классу). Конечно, я являюсь сторонником инженерного направления, хотя приходится преподавать и в других направлениях. Считаю такое обучение наиболее актуальным:

1) Преподаватели становятся более узко специализированными, они не теряют навыка владения материалом в выпускных классах. Тогда как в обычных школах учитель, начиная работать с 5 классом, проходит очень долгий путь до 11 выпускного. Не всегда до него доводит в силу разных жизненных ситуаций.      

 2) Ученики, учась в такой школе, становятся более целенаправленными, в силу своей специализации. Происходит разностороннее развитие их творческих способностей в зависимости от познавательных потребностей, интересов.

3) Ученики, не только учатся у высококвалифицированных преподавателей, но и общаются со сверстниками из других районов города. Они не замыкаются в рамках своего района. «Заражаются» идеей элитного образования. Находят множество единомышленников.

4) Могут воочию сравнить и оценить себя со многими другими выпускниками. В своей школе они были одними из лучших в классе, здесь это не всегда так.

          Во многих школах существуют классы с углубленным изучением математики. Поэтому к нам даже в инженерные классы в основном проходят ученики никогда не изучавшие математику на углубленном уровне. Адаптационный этап происходит с определёнными трудностями.  Формируется их способность к самообразованию, адаптации к меняющимся социальным условиям общества.

Концепция изменений основана на личностно-деятельностном подходе, предполагающем организацию специальной работы по формированию деятельности учащихся, обучения их целеполаганию и планированию, организации и регулированию собственных действий, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности; проектном подходе, требующем предоставления ученикам возможностей самим творить знания, создавать образовательную продукцию по математике.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски)

Трудоёмкость. 1)Нормативно-правовые и программно-методические условия. Существующие учебно-тематические планы, программы, учебники, методические и дидактические материалы совершенно не соответствуют подготовке к ЕГЭ. 2)Материально-технические и финансовые. Учебные кабинеты обеспечиваются компьютерами и техникой, списанной из кабинетов информатики (и за это спасибо). Необходимо постоянное обновление компьютерной техники и программно-методических материалов. 3)Организационные. Прохождение различных компьютерных курсов в нашем лицее поставлено на высокий уровень. Но нет Интернета в моём кабинете.

Внешняя среда постоянно меняется. Появляются новые компьютерные технологии. Чтобы уменьшить эти риски, они мною постоянно изучаются.

В условиях конкуренции образовательных идей вопрос о расширении сферы самостоятельности учащихся: от учебной самостоятельности к свободному и ответственному жизненному самоопределению, может решаться на основе целенаправленной работы с возможными социальными партнёрами на принципах кооперации и сотрудничества.    

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Педагогические цели: успешная сдача ЕГЭ всеми учениками, жизненное самоопределение учащихся, правильный выбор профессии. Педагогическая деятельность сориентирована на идеи свободного развития ребёнка, включающей не только передачу ученику опыта прошлого, но и расширение его собственного опыта, обеспечивающих как личностный, так и общекультурный рост ребёнка.

Учениками осваиваются следующие типы деятельности: исследовательская, проектная, творческая, эвристическая.

Формируются общеучебные и предметные умения: целеполаганию и планированию, организации и регулированию собственных действий, контролю, самоанализу и оценке результатов.

Особенности организации образовательного процесса, методы, приёмы: информационно-коммуникативные технологии, проектная, углубленного изучения математики, развивающего обучения, Психология и интеллект.

Результат изменений

Эффективность, устойчивость, стабильность положительных результатов. Длительность сохранения актуальности результатов, их способность оставаться новыми, не устаревать.

Результаты внешние: 100% выпускников экономического и инженерного направлений поступают на специальности, связанные с инженерным и экономическим направлениями. По 20 человек из каждого класса учатся в лучших ВУЗах Москвы, Петербурга, Казани, Н.Новгорода. Краснову Л.Г. признали своим лучшим учителем многие из выпускников. Тем самым обеспечив её победу на российском конкурсе фонда «Династия».

Количество учащихся – победителей районных и городских олимпиад (2004-2007) – 5 человек; количество учащихся – победителей международных олимпиад (2004-2007) – 14 человек; межвузовских олимпиад (2004-2007) – 28 человек.

Результаты внутренние: Развитие умений учащихся решать нестандартные задачи  - 50% - в начале обучения исследовательскими методами до 93% - в конце. Развитие умений построений решения сложных геометрических задач с 50% до 95%.        

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1)Программа базисного минимума знаний и умений учащихся по алгебре. 2000.

2) Программа базисного минимума знаний и умений учащихся по геометрии.2000.

3)Тесты для проверки достижения учащимися требований государственного стандарта по математике.2000.

4)Средние показатели решаемости тестов для проверки достижения учащимися требований Госстандарта по математике.2000.

5)Журнал учёта достижения учащимися требований Государственного стандарта образования по математике.2000.

6)Сборник контрольных заданий. Для директоров и завучей школ. В2-х частях. 2000.

7)Тезисы. Значение компьютерных информационных технологий в осуществлении уровневой дифференциации при обучении математике. Сборник тезисов научно-практической конференции «Дифференцированное обучение математике и физике в условиях модернизации образования». ЧРИО.2008.

8)Методика решения сюжетных задач. Сайт ЧРИО.

9)Открыт электронный адрес и создан сайт для дистанционного обучения учащихся. 2007.

10) Профильное естественнонаучное образование в современной школе. Статья для всероссийской конференции лучших учителей математики и физики фонда Династия.

 

III. Описание инновационного опыта учителя.

                Думаю, что каждый творческий учитель благодарит судьбу за возможность работать в той школе, где он смог реализовать свой педагогический потенциал и добиться высокого уровня взаимопонимания со своими учениками. Я не являюсь исключением. Я работаю в лицее, который раньше назывался политехническая школа-гимназия. Его профиль особенный, он совпадает с потребностями современного мира. Основная задача лицея: подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманного достижения жизненных целей.  Здесь учатся только с 9 класса по 11 по следующим направлениям: инженерное (2 класса), медицинское, экономическое, юридическое и педагогическое (по 1 классу). Конечно, я являюсь сторонником инженерного направления, хотя приходится преподавать и в других направлениях. Считаю такое обучение наиболее актуальным:

1) Преподаватели становятся более узко специализированными, они не теряют навыка владения материалом в выпускных классах. Тогда как в обычных школах учитель, начиная работать с 5 классом, проходит очень долгий путь до 11 выпускного. Не всегда до него доводит в силу разных жизненных ситуаций.      

 2) Ученики, учась в такой школе, становятся более целенаправленными, в силу своей специализации. Происходит разностороннее развитие их творческих способностей в зависимости от познавательных потребностей, интересов.

3) Ученики, не только учатся у высококвалифицированных преподавателей, но и общаются со сверстниками из других районов города. Они не замыкаются в рамках своего района. «Заражаются» идеей элитного образования. Находят множество единомышленников.

4) Могут воочию сравнить и оценить себя со многими другими выпускниками. В своей школе они были одними из лучших в классе, здесь это не всегда так.

          Во многих школах существуют классы с углубленным изучением математики. Поэтому к нам даже в инженерные классы в основном проходят ученики никогда не изучавшие математику на углубленном уровне. Адаптационный этап происходит с определёнными трудностями.  Формируется их способность к самообразованию, адаптации к меняющимся социальным условиям общества.

          Встаёт проблема обеспечения преемственности между основной, средней школой, вузами и производством. Считаю важной работу над профессиональной ориентацией учащихся. Заключено соглашение  - проект моего класса с Ишлейским заводом высоковольтной аппаратуры о сотрудничестве на 3 года с привлечением моих выпускников. Разработан проект совместной деятельности и начато его воплощение. Главный инженер и замдиректора завода провели экскурсию класса по предприятию. Затем учащиеся под моим руководством разработали и подготовили доклады по производственным темам. Была проведена конференция моих учеников на заводе перед ИТР (инженерно-техническими работниками) и заводоуправлением в конференцзале ИЗВВА. В конце учебного года завод предоставил классу возможность рыбалки на своих прудах (пойманные карпы выпускалась обратно).

                  Особую сложность в условиях гуманитаризации общего образования является проблема структуры, содержания и педагогических технологий естественнонаучного образования в условиях профильного обучения. Статус авторских программ получили следующие программы, разработанные мною и рецензированные преподавателями ВУЗов:  «Тригонометрия», «Задачи с параметрами»,  «Математика на английском языке». Математическое (думаю, как и всякое другое) профильное образование стоит в глубоком противоречии, которое постоянно обсуждается учителями. Мы вынуждены преподавать одновременно совершенно «разные» направления, часто не стыкующиеся между собой: 1) программный учебный материал, в классах с углубленным изучением математики; 2) преподавание математики в обычных классах; 3) задачи ЕГЭ; 4) задачи вузовских олимпиад; 5) задачи городских и региональных олимпиад; 6) материалы к предметным конференциям.  

            ЕГЭ по математике – обязательный экзамен. Тогда как можно за 4 часа математики в неделю в обычных 11 классах подготовить к задачам С3, С4 и С5 из ЕГЭ. Я понимаю, что опытный преподаватель может «всё». Но нужно реально оценивать ситуацию. Эти задачи предлагаются всем выпускникам, и ученику не объяснишь, что это не программный материал. Тем более, что некоторые гуманитарные ВУЗы и факультеты ставят математику основным вступительным экзаменом. Всё большее количество выпускников и их родителей осознают, что инженерное образование или образование, связанное с математикой, физикой, химией или биологией,  является основным, фундаментальным, что остальные гуманитарные специальности можно получить вторым образованием.

            Идеальной моделью профильного обучения является индивидуальная образовательная траектория учащегося старшей школы, гибкие профильные группы.

             Актуально внедрение эффективных и оптимальных педагогических технологий на двух уровнях: классно-урочной и внеурочной деятельности: лекционно-семинарская технология обучения, блочно-модульная система обучения, технология эвристического обучения, технология обучения на основе решения личностно-ориентированных задач. Педагогические технологии внеклассного и внешкольного уровня: технология организации исследовательской деятельности учащихся и технология проектной деятельности учащихся.

             Профильное естественнонаучное образование в современной школе невозможно без внедрения новых информационных технологий во все виды и формы образовательной деятельности. Первый этап создания единого информационного пространства лицея, как и во многих школах, заключался в компьютеризации – насыщении лицея персональными компьютерами и другой сопутствующей техникой. Использование ИКТ в образовательной деятельности осуществляется в различных формах:

  • Применение электронных учебников (в освоении данных средств обучения принимали участие как учителя, так и учащиеся; консультационный отдел Интернет-центра занимается изучением и написанием аннотаций с дальнейшими консультациями к электронным учебникам).
  • Разработка учителями презентаций по теме урока.
  • Демонстрация презентаций, разработанных учениками.
  • Тестирование с помощью компьютера.
  • Использование сети Интернет для образовательного процесса
  • Освоение ИПП «КМ-школа», разработка собственных уроков с помощью базы данных «КМ-школа»

Использование элементов дистанционного обучения (получение информации, выполнение отдельных заданий  посредством сети Интернет).

IV. Экспертное заключение.

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Данная графа заполняется председателем районного методического объединения  (ассоциации) учителей-предметников или методистом ОУО

Ф.И.О. эксперта, его контактны телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

 

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика