ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Кузьмина Светлана Станиславовна |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3», 428009, Чувашская Республика, город Чебоксары, ул. 139 стрелковой дивизии, д. 12 |
учитель математики |
27 лет |
II. Сущностные характеристики опыта* |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Развитие креативного мышления и логической культуры лицеистов в процессе обучения математике на уроках и при проведении индивидуально-групповых занятий с одаренными детьми во внеурочное время на основе внедрения и совершенствования инновационных педагогических технологий |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия:
ü между содержанием программы углубленного изучения математики и тематикой математических олимпиад;
ü между дефицитом времени для формирования прочных знаний обучающихся и высокими требованиями ведущих российских вузов к знаниям абитуриентов;
ü между репродуктивным настроем к изучению учебного материала отдельными учащимися и необходимостью развития их творческого мышления.
Увеличение технологических возможностей в связи с появлением в кабинете автоматизированного рабочего места |
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Формирование у каждого выпускника лицея творческого и логического мышления, включающего в себя умение решать задачи высокого уровня сложности оптимальными способами и применять приобретенные знания и компетентности в жизни.
|
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Повышение качества математической подготовки учащихся посредством применения современных педагогических технологий и использования Интернет-ресурсов.
|
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
ü преподавание алгебры и геометрии в классах с углубленным изучением математики;
ü руководство кружком по решению олимпиадных задач;
ü непрерывное повышение профессионального мастерства, как на курсах повышения квалификации, так и в качестве члена вновь педагогического сообщества учителей математики общественного объединения «Ассоциация педагогических работников г. Чебоксары «21 век»». |
6.Результат изменений |
ü Положительная динамика качества знаний учащихся по математике: средний балл за последние три года составляет:
- в 2003-2004 уч. году – 3,75 б,
- в 2004-2005 уч. году – 3,89 б,
- в 2005-2006 уч. году – 4,14;
ü Качественная подготовка учащихся к ЕГЭ: Средний балл ЕГЭ в 2006 году составил 78,9 балла (по Чувашской Республике – 53,79 балла, по России – 49 баллов). При этом по 5-ти балльной шкале из 23 учеников выпускного класса 22 ученика получили отметку «5» и 1 ученик – отметку «4»;
ü Все 23 выпускника 2006 года поступили в вузы на бюджетной основе на очное обучение (7 чел. в МГУ, 4 чел. в ЧГУ, по 2 чел. в МАИ и институт нефти и газа, по 1 чел. в МФТИ, ВШЭ, МГИМО, МВТУ им. Баумана, МИФИ, МЭИ, РУДН, Московский институт экологии).
ü Стабильно высокая результативность участия в олимпиадном движении: в 2005-2006 уч. году подготовлено 5 и 6 учащихся-призеров II-го и III-го этапов Всероссийской математической олимпиады соответственно. |
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
ü Публикации в журнале «Народная школа» министерства образования и науки ЧР и ЧРИО:
- «Ещё раз о первообразной»,
- «Задания для школьных олимпиад»;
ü Методическое пособие для школьников и учителей «Этюды о первообразной» (типография лицея);
ü Материалы выступления по теме «Формирование математической грамотности» на республиканской конференции учителей физики и математики (6 декабря 2006 года).
Все вышеназванные разработки помещены на сайте Ассоциации учителей Чувашской Республики www.auchr.ru в разделе «методический кабинет», «математика». |
III. Описание инновационного опыта учителя** |
В процессе обучения математике и в воспитательной работе учитель придерживается следующих основных концептуальных положений:
1) теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям, т. е. ученик должен действовать на пределе своих возможностей – задача учителя определить этот предел;
2) ученик имеет право владеть информацией о всех предстоящих этапах работы в рамках изучаемого курса, урока;
3) мышление должно главенствовать над памятью, т. е. на первом месте смысл, а не запоминание;
5) на каждом этапе урока учитель должен чутко откликаться на каждую мысль ученика, импровизировать, делать урок эмоционально ярким, создавать психологический комфорт класса.
Такой подход к урокам является основанием использования учителем следующих образовательных технологий.
На этапе планирования, как правило, используется цельно – блочная технология. Преимущество такой подачи материала проявляется в том, что становится более очевидной логика развёртывания темы. Ситуация погружения в тему способствует неформальному запоминанию аналогичных по своей природе доказательств. При введении новых понятий к качестве одного из оптимальных методов, как правило, используется составление учащимися структурно-логических схем. Самым задействованным интерактивным методом при проведении занятий элективного курса по подготовке к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз у учителя является метод мозгового штурма.
Немаловажную роль в своей педагогической практике учитель отводит проектной технологии во всех направлениях своей деятельности – при проведении уроков математики, на занятиях по курсу «Проекты и исследования», во внеурочной деятельности.
Здоровьесберегающую технологию рассматривает, как характеристику любой педагогической технологии, позволяющей сохранить физическое и психическое здоровье учащихся. Поэтому, независимо от формы и метода проведения урока или внеклассного мероприятия, во-первых, не допускает утомления учащихся от однообразной работы, слежу за психологическим комфортом; во-вторых, строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы; в-третьих, проводит гимнастику для глаз и следит за осанкой.
Является уверенным пользователем ИКТ с 14-тилетним стажем. Кабинет оснащён компьютером и видеопроектором. Это позволяет использовать ИКТ, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Пользуется услугами Интернета, как с целью использования цифровых образовательных ресурсов при подготовке к урокам и кружковым занятиям, так и для самообразования. Наиболее востребованы сайты: http://www.math-on-line.com/olympiada-math/ , www.kengyry.ru , http://www.turgor.ru/ , http://mat.1september.ru/ http://www.ychitel.com/ и др. |
IY. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
Региональный уровень. Творческая мастерская, открытые уроки, мастер-классы. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Полбенникова Ирина Ильинична – директор МОУ «Лицей №3» г. Чебоксары Чувашской Республики; раб. тел. – (835-2)41-81-07;
e-mail – polbennikovaii@mail.ru
|