ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
приоритетного национального проекта «Образование» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Силантьева
Наталья Александровна |
муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»
429956, Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Первомайская, д.45 |
учитель математики |
35 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Интеграция в обучении математике с применением ИКТ (далее – метод интеграции)
|
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Программы обучения, используемые в массовой практике, являются программами традиционного обучения. Традиционная модель образования уже не удовлетворяет новым требованиям времени: она ориентирована на монологичность, механистичность, дисциплинарную дифференциацию, линейность, между школьными предметами нарушилась естественная связь, которая существует между ними и явлениями реального мира.
Становится актуальным формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления.
В этой связи, а также в результате активного поиска новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогического коллектива школы и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся, возник метод интеграции. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность метода интеграции заключается в реализации межпредметных связей. Они в свою очередь учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.
Основания для интеграции:
· Необходимость совместных усилий учителей по формированию общеучебных навыков у учащихся.
· Общность тем разных предметов;
· Сходство изучаемых объектов и явлений;
· Единство ведущих идей.
При систематическом и целенаправленном осуществлении межпредметных связей перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современный дидактический принцип, который ведёт к интеграции. Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемой интеграции сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихся. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Концептуальная основа метода интеграции заключается в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
На первоначальных этапах включения межпредметных связей в познавательную деятельность ученика они играют роль ситуационного или пускового, побуждающего стимула. Решая познавательные задачи, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей. В дальнейшем, знания, полученные в результате предшествующего опыта усвоения межпредметных связей, становятся регуляторами познавательной активности побуждающего стимула. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Создание в школе необходимых условий для работы креативной группы учителей по данной проблеме, а также условий для саморазвития и самореализации учащихся.
Кроме того, необходимы профессиональная компетентность и творческая инициатива педагогов, направленные на эффективную работу над этой проблемой. |
Результат изменений |
В результате применения метода интеграции у учащихся развиваются познавательные навыки, аналитические способности, пространственное представление, речь, эмоциональная выразительность, умения самостоятельно конструировать и совмещать свои знания в различных областях, быстро и эффективно ориентироваться в информационном пространстве.
Использование этого метода позитивно сказывается на увеличении качества знаний. Так, прирост качества знаний в моих классах в 2006-2008 годах составил 7,2%, 8,3 % и 19,3 % соответственно. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
1. Учебный проект «Полезная процентомания» - Интернет-сайты: http://www.21205s12.edusite.ru/p24aa1.html, http://www.21205.edusite.ru/p19aa1.html (15 мая 2007 г.);
2. Интегрированный урок по математике и информатике «Жизненные ситуации в комбинаторных задачах» - Сборник научно-методических статей «Современная школа: опыт, проблемы, перспективы», вып.3/ Научный редактор Волкова М.В. – Чебоксары: НИИ педагогики, 2009 (стр. 35)
3. Интегрированный урок русского языка и математики «Сходства и контрасты в языке и математике» - Сборник научно-методических статей «Современная школа: опыт, проблемы, перспективы», вып.3/ Научный редактор Волкова М.В. – Чебоксары: НИИ педагогики, 2009 (стр. 59). |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Стремление к интеграции учебного материала, несомненно, является естественной и ведущей тенденцией образовательного процесса. Изучению, развитию и внедрению в практику опыта межпредметных связей я посвятила более 10 лет. При этом имею возможность применить совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, которые являются творческими; а учащиеся имеют возможность выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
Применение метода интеграции повышает интерес к изучению предмета.
Мои значимые достижения:
I. В результате накопленного опыта и его обобщения в 2007 году мною был разработан учебный проект «Полезная процентомания», который является интегрированным проектом, охватывающим образовательные области «математика» и «химия».
Понятие «процент» широко используется в современном мире для количественной характеристики происходящих явлений. В школьном курсе учащиеся впервые знакомятся с этим понятием на уроках математики в 5 классе, учатся решать различные задачи, но в учебной программе 9-11 классов понятие «процент» используется достаточно редко, поэтому практические навыки постепенно утрачиваются. На уроках химии в 8 классе учащиеся должны умело применять проценты для вычисления массовой доли химического элемента, массовой доли растворенного вещества в растворе, для определения состава смеси, практического выхода продукта, для нахождения молекулярной формулы вещества. Кроме того, понятие «процент» используется на уроках экологии, биологии, физики, в медицине, финансовых расчетах и др. Данный проект поможет учащимся выработать комплексный подход в применении этого понятия и ответить на вопрос: « Может ли современный человек обойтись без знания «процентов»? С этой целью они проводят самостоятельные исследования, социологический опрос населения микрорайона Юраково, мониторинг уровня заболеваемости школьников, работают с литературой, используют ресурсы Internet.
Указанная разработка находится в стадии постоянного совершенствования, обновления и актуализации. Она размещена в сети Интернет в открытом доступе. Её применяют в своей работе учителя школы, города и республики. Результаты проекта за 2006-2008 годы показаны на диаграмме (см. выше).
II. В 2007 году мною разработан и проведён в рамках Дня общественной экспертизы в МОУ «СОШ №13» мастер-класс «Жизненные ситуации в комбинаторных задачах». Этот урок составлен в соответствии с учебными программами по математике и информатики для учащихся 7 класса. Урок рекомендуется проводить во втором полугодии. В содержание урока включен дополнительный материал, расширяющий кругозор учащихся. Форма проведения урока способствует повышению учебной мотивации. На уроке решаются комбинаторные задачи с использованием приёмов рассуждений и перестановок. А также составляются программы для нахождения факториала на языке программирования Qbasic.
Данный урок был направлен на III Всероссийский конкурс «Мой лучший урок» преподавателей общеобразовательных учреждений, посвященного 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева. С этим уроком я вместе со своей коллегой стали финалистами конкурса и были приглашены в г.Москву для защиты и подведения окончательных итогов конкурсной комиссией.
Вывод:
метод интеграции в обучении математике с применением ИКТ демонстрирует свою эффективность и результативность, поэтому его использование с элементами инноваций будет продолжено мною и в будущем. |