ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА ПНП «ОБРАЗОВАНИЕ» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности. |
Алексеева Валентина Ивановна |
Муниципальное образовательное учреждение «Орининская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики,
429555, Моргаушский район, д. Падакассы, ул. Школьная д.1. |
Учитель истории и обществознания |
18 лет |
II.Сущностные характеристики опыта* |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Использование ИКТ-технологий на уроке истории и обществознания с целью развития познавательного интереса. Формирование навыков исследовательской работы. |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
1. Новые условия образовательной деятельности, в том числе возможность и необходимость использования ИКТ для современных средств обучения, мотивация и активация учебной деятельности учащихся.
2.Ослабление исторической памяти, разрыв в культурных и духовных традициях поколений
3.Готовность учителя вовлечь учащихся в сотворческую и поисковую деятельность с целью повышения интереса к историческому прошлому, используя все возможности ИКТ.
4.Желание дать учащимся навыки практического исследования и самостоятельной работы в ходе предпрофильного образования.
5.Необходимость расширения возможностей социализации учащихся через овладение ИКТ.
|
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно- коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Поставленные задачи можно решить, повышая практическую и прикладную направленность обучения:
- Разработка и включение в урок презентаций;
- Активное использование материалов, получаемых из Интернета;
- Использование внутришкольной локальной сети при тестировании учеников. Это дает возможность за минимальное время провести опрос всех учащихся.
Решение поставленных задач достигается, прежде всего, путем целенаправленного отбора содержания учебного материала и органичного сочетания различных образовательных технологий: технологий развития критического мышления, интегральной, информационной и личностно ориентированных технологий.
|
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Способы изменений:
· использование новых образовательных технологий;
· использование медиатеки;
· использование ИКТ;
· использование ресурсов Internet;
Преимущества:
- возможность расширения образовательного пространства;
· Практико-ориентированная система обучения расширяет возможности социализации учащихся, развивает способности учеников к самостоятельному мышлению и конструктивной созидательной деятельности.
- Деятельностный подход в обучении, организация исследовательской работы школьников способствуют использованию сильных сторон каждого обучающегося
Новизна:
· неограниченный доступ к информации при подготовке к уроку;
· предоставление учащимся возможности практического участия в работе с историческим материалом.
· Разработаны элективные курсы в предпрофильных классах
·
|
5. Условия реализации изменений (включая личностно- профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Применение информационных технологий делает необходимым наличие современного компьютерного и мультимедийного оборудования, подключения сети Интернет, как в школе, так и дома Постоянное повышение знаний и навыков педагога в области информационных технологий, поисково-исследовательской деятельности. |
6. Результат изменений |
Учащиеся являются призерами районных и республиканских конкурсов научно-исследовательских работ «Эксельсиор», республиканских дистанционных олимпиад (2008год -2 место на олимпиаде, посвященной 160-летию со дня рождения И.Я.Яковлева; 2009год – победитель культурологической олимпиады), 2009 год – участие в Х Всероссийской исследовательском конкурсе старшеклассников «Человек в истории 20 века»
Кроме этого:
-учащиеся научились шире использовать возможности ИКТ для получения знаний и навыков в образовательном процессе;
-учащиеся школы вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность
-наблюдается повышения качества знаний учащихся;
|
7. Публикации представленном инновационном педагогическом опыте. |
Размещение методических материалов на сайте школы и на сайте фестиваля педагогических идей «Открытый урок». |
III. Описание инновационного опыта учителя** |
Цель инновационной работы – формирование и развитие познавательного интереса учащихся, формирование навыков исследовательской работы путем целенаправленного отбора содержания учебного материала, использования ИКТ и активных методов обучения.
Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи. Отмечая достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика. При помощи предметов гуманитарного цикла стараюсь формировать у ребенка не только учебных навыков и умений, но и средствами учебного предмета самостоятельно решать проблемы своей жизнедеятельности и личностного роста, способности к самопознанию и самоутверждению. При тщательном отборе фактов и правильно расставленных акцентах добиваюсь максимального воспитательного воздействия учебного материала на учеников.
Для расширения кругозора в знаниях истории и обществознания текста учебника недостаточно. Появляется необходимость в использовании компьютерных технологий.
Их применение возможно на любом этапе изучаемого материала. Однако нельзя забывать, что компьютер является лишь помощником учителя, а не наоборот. Планируя урок необходимо подумать, какой иллюстрированный материал привлечь и в каком объеме, выбираю форму преподнесения.
Одним из способов проведения уроков для меня стало применение презентаций. Мои ученики сами создают учебные презентации, что способствует активному усвоению материала. Я так организую уроки, чтобы большую часть времени на уроке говорили, рассуждали, спорили ученики, а не учитель. В результате систематического участия в уроках-дискуссиях старшеклассники овладевают способностями участвовать в принятии групповых решений, разрешать спорные проблемы, принимать и уважать иную точку зрения.
Развитию потребности учащихся в самопознании, а также изучению особенностей их личности способствует содержание многих тем по обществознанию. В этом случае я активно использую на уроках элементы технологии личностно-ориентированного обучения.
Приобретение учащимися практического, жизненного опыта немыслимо без перехода от традиционного, объяснительно-иллюстративного способа обучения к поисково-исследовательской работе, особенно при изучении истории родного края. Происходит постоянное повышение знаний и навыков педагога в области информационных технологий, поисково-исследовательской деятельности. Учащиеся научились шире использовать возможности ИКТ для получения знаний и навыков в образовательном процессе, они вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность, участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Учащиеся являются призерами районных и республиканских конкурсов научно-исследовательских работ «Эксельсиор», республиканских дистанционных олимпиад (2008год -2 место на олимпиаде, посвященной 160-летию со дня рождения И.Я.Яковлева; 2009год – победитель культурологической олимпиады), 2009 год – участие в Х Всероссийской исследовательском конкурсе старшеклассников «Человек в истории 20 века» |