Антонов Сергей Витальевич |
МОУ «Александровская основная общеобразовательная школа»,429152,Чув.Республика, Комсомольский район, д. Александровка, ул. Комсомольская |
Учитель истории и обществознания |
22 года |
Дети с признаками одаренности требуют принципиальных «вещей» на уроке, широкого охвата материала, иначе они могут утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
В чем же они состоят? Во - первых, в принципе индивидуализации и дифференциации обучения. В целях реализации этого принципа обучения практикую такие формы работы, как занятия по индивидуальной программе, ускоренное изучение отдельных предметов, расширение знаний по отдельным предметам, причем не обязательно входящим в школьную программу, проведение модульных курсов. Высшим уровнем реализации данного принципа обучения считаю разработку индивидуальной программы развития одаренного ребенка. Благодаря использованию этих форм работы стало возможным участие и победы моих учеников, учащихся 7-8 классов, в районных и республиканских предметных олимпиадах по программам 9, 10, 11 классов.
Вторым важнейшим принципом работы с одаренными детьми является принцип возрастания роли внеурочной деятельности через кружки, факультативы, вовлечение в научно-исследовательскую деятельность. Вот уже много лет веду
руководство туристско-краеведческим кружком «Азимут», с прошлого года - работу секций по интересам, а именно экономического, правового направлений. Одаренные дети, начиная с 7 класса, принимают участие в работе различных научно-практических конференций как в районе, так и в республике.
Третьим необходимым принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся при минимальной роли учителя. Одаренные дети индивидуально, или же под руководством учителя, используя возможности сети Интернет, заходят в сайты ведущих вузов России, находят задания повышенной сложности и пытаются справиться с ними самостоятельно. В случае появления трудностей
выполняем задания совместно. В кабинете истории сформирован банк данных заданий повышенной сложности и наиболее подготовленные учащиеся уже в 7-9 классах в курсе того, какие требования выставляются ведущими вузами к своим абитуриентам.
Подобной методике работы придерживаемся при подготовке к различным олимпиадам. Подготовку предметным олимпиадам начинаем не за месяц до их проведения, а проводим в течение всего учебного года. Причем работа начинается не в 9 классе (в условиях основной школы), а в классе 5-6.
Четвертым принципом работы с одаренными детьми является принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей и обеспечения свободы выбора дополнительных образовательных услуг. Здесь одаренному ребенку должно быть предоставлено право самостоятельного выбора того или иного занятия и ни в коем случае его нельзя неволить, иначе это может привести к негативным последствиям. В данном случае педагоги должны руководствоваться правилом «Не навреди!», уважать мнение и право ребенка. При организации предпрофильных элективных курсов важно учитывать мнение учащихся 9 класса. Мною предоставляется право учащимся выбрать тему элективного курса уже в 8 классе, затем в течение лета данный элективный курс разрабатывается, а потом, с начала нового учебного года, предоставляется выпускному классу. |