ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Вотякова Елена Юрьевна |
МОУ «Гимназия №46»
428037 г. Чебоксары
ул. Баумана, 4 |
Учитель истории и обществознания |
26 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Проблемы изучения права в процессе преподавания предметов социально-гуманитарного цикла. |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Противоречие между необходимостью повышения уровня правовой культуры обучающихся, формирования у них потребности соблюдения норм права в своей повседневной жизни и недостаточной разработанностью механизмов и способов решения соответствующих задач в практической деятельности учителя. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Использование коммуникационно – информационных технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, интерактивных технологий.
Интеграция учебных пособий, интеграция учебных предметов для совершенствования уровня правовой грамотности учащихся.
Внедрение элективных курсов для старшеклассников. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Личностно–деятельностный подход, предполагающий организацию специальной работы по формированию у учащихся умений на практике применять приобретенную правовую информацию
Проектный подход, требующий предоставления ученикам возможностей самим творить знания, создавать образовательную продукцию
Работа с одарёнными детьми: подготовка к творческим конкурсам, олимпиадам и научно – практическим конференциям. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Обмен опытом работы в профессиональных сообществах: участие в городских, республиканских, всероссийских семинарах, профессиональные публикации, проведение мастер – классов.
Апробация и внедрение в педагогическую практику учебника «Основы правовых знаний», 8-9 кл, авторы: Володина С.И. и др. Сотрудничество с Российским фондом правовых реформ.
Апробация и внедрение в педагогическую практику учебника «Основы потребительских знаний», авторы: Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др.
Апробация и внедрение в педагогическую практику учебника «Право в нашей жизни», 9 кл. Авторы: Певцова Е., Миков П. Участие в проекте «Повышение осведомленности общественности о российской правовой системе», реализуемом при поддержке Европейского Союза.
Разработка и использование в педагогической практике программ электив- ных курсов, затрагивающих вопросы преподавания права: «Основы потребительских знаний», «Основы политологии», «Страницы истории общественной мысли». |
Результат изменений |
На протяжении ряда лет мои ученики занимают призовые места на городских олимпиадах по праву и обществознанию. Так, за последние пять лет (2003-2008гг.) – 17 человек.
Учащиеся пишут исследовательские работы и выступают с ними на научно-практических конференциях школьников. Так, на городской конференции «Открытия юных» за последние три года призерами стали 4 человека, на республиканской конференции «Excelsior !» - 3 человека; в 2008 г. на
Межвузовской студенческой научно-практической конференции «Проблемы современной региональной культуры» - 2 человека.
Ученики успешно сдают ЕГЭ по обществознанию, полученные ими баллы всегда выше среднереспубликанских показателей. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Статья «Правовое образование на уроках истории древнего мира»,
г. Чебоксары, 1998 г.
Участие в разработке методического пособия для учителей под общей редакцией Даниловой А.П. «К праву через историю: правовое образование в школьных исторических курсах». г. Чебоксары, 1998 г.
Статья (в соавторстве) «Проблемы внедрения курса «Основы правовых знаний» в школьную практику», г. Чебоксары, 2000 г.
Статья «К праву через историю: правовое образование в школьных исторических курсах». г. Москва, 2003 г.
|
III. Описание инновационного опыта учителя |
Решение задачи совершенствования правового образования в средней школе возможно как в ходе преподавания самостоятельного целостного курса права, так и в ходе изучения интегрированного курса обществознания, элективных курсов «Основы потребительских знаний», «Основы политологии», «Страницы истории общественной мысли». Мною были разработаны и внедряются в учебную практику программы указанных курсов, предназначенные для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного и социально-экономического профиля.
Существенную помощь в деле организации и совершенствования правового образования оказывает школьный курс истории, который можно перестроить так, чтобы обратить внимание учащихся на правовые аспекты изучаемой темы. Осуществляя правовое образование на уроках истории, можно выделить несколько направлений данной работы: обратить внимание на этапы становления права (обычаи – мораль – право); ознакомиться с содержанием законов, существующих в прошлом (законы царя Хаммурапи, «Салическая правда», «Русская правда», «Соборное Уложение» и др.); рассмотреть правовое положение различных слоев общества (рабов, жрецов, вельмож, земледельцев и др.); работа с терминами - это тоже работа в рамках правового образования, ведь многие современные политические, правовые понятия пришли к нам из прошлого (республика, монархия, демократия, сословия, конституция и др.). Исходя из вышесказанного, представляется возможным перестроить преподавание истории так, чтобы обратить особое внимание на правовые и нравственные аспекты изучаемого материала. Именно этой задаче посвящен курс «Традиции и законы древних цивилизаций», для преподавания которого мною были разработаны методические рекомендации.
В рамках работы по правовому образованию участвовала в апробации ряда учебников: «Основы правовых знаний», 8-9 кл, авторы: Володина С.И. , Полиевктова А.М. и др.; «Основы потребительских знаний», авторы: Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др.; «Право в нашей жизни», 9 кл., авторы: Певцова Е., Миков П. Была участником ряда инновационных образовательных проектов, реализуемых на территории Чувашской Республики: проект «Апробация школьных учебников», 1994-1996 гг.; проект «Правовое образование в школе», 1996-1999 гг.; проект «Потребительское образование», 1997-2000 гг.; проект Российского фонда правовых реформ (г. Москва) «Правовое образование в средней школе», 1998-2002 гг. С 2006 г. являюсь участником проекта «Повышение осведомленности общественности о российской правовой системе», реализуемом при поддержке Европейского Союза.
Неоднократно делилась своим опытом работы по правовому образованию с коллегами, давая открытые уроки, мастер-классы, проводя занятия для слушателей курсов повышения квалификации в Чувашском республиканском институте образования, выступая на семинарах и научно-практических конференциях.
|
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Данная графа заполняется председателем районного методического объединения (ассоциации) учителей-предметников или методистом ОУО |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|