ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
приоритетного национального проекта
«Образование» |
I.Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Гендрих
Зоя Ефимовна |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30», 428022,Чувашская республика, г.Чебоксары,
ул. П.Лумумбы, д.10А |
Учитель истории и обществознания |
18 лет |
II.Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Ведение проектной деятельности в обучении правам человека и истории России и родного края. |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Проведение учениками в течение длительного времени самостоятельного исследования различных социальных проблем способствует их социализации.
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационых или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного и воспитательного процесса и др.) |
· Проекты помогают ученикам увидеть связь между отдельными темами, между отдельными предметами, между школьными занятиями и жизнью вне школы.
· Способствуют самоорганизации учеников в учебной деятельности, планированию времени и режима работы.
· Устанавливают гармоничную связь ученика и учителя.
· Создают возможности взаимодействия учеников друг с другом и различными представителями в обществе.
Формируют социальные навыки представлять и защищать результаты своей исследовательской деятельности перед обществом. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Формирование систематических знаний о правах человека, обучение в культуре прав человека, сочетаний с практическими навыками правового поведения. Так как в современной России сложились непростые социально-экономические условия, которые мешают становлению правосознания людей и соблюдению прав и свобод человека. Учебно-правовые ситуации, проектно-исследовательская деятельность уч-ся, работа с нормативно-правовыми документами носят практико-ориентированный характер, дают возможность построить учебный процесс на основе диалога учителя и ученика, общественности и ученика. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Проект разбивается на определенные стадии, где главным является – предоставление возможности ученику самому отвечать за проделанную работу.
Выбор проблемы. Учитель представляет классу варианты вопросов и путем «мозговой атаки» класс определяет его приоритетность и актуальность.
Планирование. Учителя и ученики должны определить начало работы над проектом, сколько времени она займет, какие ресурсы будут использованы, где можно их найти, в каком составе и по какой теме будут работать ученики.
Сбор материалов, методы. Исследовательский проект включает изучение нормативно – правовых документов, различной литературы, визиты, интервью, фотографирование, сбор статистических данных и анализ материала. Необходимо использование всех способностей учеников: технических, творческих, социальных, исследовательских. На этой стадии учитель должен быть активным помощником учеников, сохраняя их самостоятельность в исследовании проблемы.
Результаты исследования представляются перед широкой аудиторией с участием школьной администрации, управляющего совета школы, родителей и учителей школы, учащихся в виде рефератов, эссе, отчетов, фильмов, выставок, лекций, картин, стихотворений и так далее, по желанию ученика. |
Результат изменений |
Самостоятельность и компетентность учащихся в разработке последующих проектов.
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте. Опыт работы обобщен на кафедре общественных наук ЧРИО. Статья «Гражданское воспитание молодежи» включена в сборник «Взаимодействие школы, семьи и общественности в правовом воспитании молодежи». |
III.Описание инновационного опыта учителя |
Гендрих З. Е. с 2003 - 2004 учебного года является руководителем школьного методического объединения предметов истории и географии.
Ведет творческую группу по направлению: «Формирование конкурентоспособной и социально активной личности».
Состоит в Ассоциации педагогических работников г. Чебоксары – участвует в работе творческой группы «Роль музеев в преподавании истории в школе».
Гендрих З. Е. активно ведет работу по обобщению и распространению собственного педагогического опыта, сотрудничает с кафедрой общественных наук ЧРИО по проблеме: « Гражданское воспитание молодежи». Является членом республиканской творческой группы по воспитанию молодежи. Активно участвовала в рецензировании и обсуждении программ по курсу: «Основы правовых знаний», «Основы государства и права». В 2002- 2003 учебном году участвовала в семинаре учителей Калининского района по теме: «Интерактивное обучение на уроках ОСНОВ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»,свое выступление Гендрих З.Е. сопровождала показом накопленного дидактического материала и литературы. В 2004 -2005 учебном году, участвуя на семинаре учителей истории г. Чебоксары, выступила по теме: «Интегрированные уроки». В своем докладе раскрыла важность использования современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.
С 2004 – 2005 учебного года Гендрих З. Е. является внештатным сотрудником Региональной Общественной Организации «Правозащитный центр Чувашской республики». Заключен договор о сотрудничестве с 19 октября 2004 года. В рамках данного договора разработан авторский факультативный курс и курс по выбору «Школа прав человека» в 9 классе и осуществлен проект по проблеме : «Изучение обстановки в школе в аспекте прав человека».
Гендрих З. Е. 15 -19 января 2005 года участвовала в работе российской общественно – педагогической конференции в г. Москва: «Свобода убеждений в образовательном пространстве российской школы». Тема конференции была связана с введением в школьную программу предметов начальной военной подготовки и основ православной культуры. На конференции участвовала в работе секции: «Мониторинг образовательной политики» и выступила перед участниками с речью о результатах исследования в области распространения вероисповедания в средней школе. В 2006 – 2007 учебном году Гендрих З. Е. участвовала в реализации регионального проекта РОО «Правозащитный центр» «Дорога молодых: к правам человека – от поколения к поколению». С 6 октября 2006 года по 25 марта 2007 года посещала семинары проводимые тренерами и преподавателями г. Рязань и г. Москва. Приняла участие в дискуссии «Права человека и война в Чечне». Организовала урок – встречу по теме: «900 дней. Блокада Ленинграда» с приглашением ветеранов войны и труда. В апреле 2007 года предоставила отчет о проведенной работе в РОО «Правозащитный центр».
В 2007 – 2008 учебном году направляла работу учащихся 9А Васильевой Карины и Голубевой Елены, участвующих в российском конкурсе: «Человек в истории России. 20 век.», в номинации «Человек и малая Родина».
Гендрих З.Е. немало внимания уделяет работе с студентами высших учебных заведений. В 2005 – 2006, 2006 – 2007 г.г. руководила практикой студентов 5 курса по основам правовых знаний. Опыт работы Гендрих З. Е. в гражданском воспитании обобщен на кафедре истории ЧРИО, ей предложено на основе своего опыта работы и размышлений выступить со статьей в журнале «Народная школа». Ее статья «Гражданское воспитание молодежи» включена в сборник «Взаимодействие школы, семьи и общественности в правовом воспитании учащейся молодежи», изданный в 2000 году ЧРИО. Опубликована статья в сборнике материалов по итогам региональной научно – практической конференции «Сталинградская битва. Великий подвиг народа» в Чебоксарском Кооперативном институте в 2008 году.
|
IV.Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|