Демидова А.Н. все годы работы в школе систематически повышает уровень методического мастерства, творчески используя все новейшие достижения педагогической науки. Становление Александры Николаевны как педагога - профессионала возможно проследить поэтапно. Методической проблемой, над которой работает Демидова Александра Николаевна, является «Новые педагогические технологии как процесс интеллектуального развития учащихся».
Первый этап - это зачетная система, которую Демидова А.Н. рассматривает как особый стиль преподавания, требующий пересмотра планирования: разделы учебного курса разбиваются на блоки и темы, определяются часы. Затем учитель планирует тематику уроков, определяет их типы и формы: лекции, семинары, конференции, практические занятия, дискуссии и итоговый зачет.
Например, тема «Петр I и его время» планируется на 7 уроков: 3часа – лекции, 2часа – уроки-семинары, 1час – урок-обобщение,1час – урок - зачет в форме сюжетно-ролевой игры. Класс разбит по малым группам, которые представляют социальные слои российского общества того времени. Учащиеся заранее имели задание – выбрать позицию-роль: либо сторонников деятельности Петра I («Птенцы гнезда Петрова», «Дворяне», «Купечество», «Промышленники»), либо противников (бояре, церковники и др.) и выразить личное отношение. В результате, урок демонстрирует уровень знаний, понимание сути темы учащимися, навыки самостоятельной работы, анализа, исторической логики, публичной речи, импровизации, эмпатии.
Демидовой А.Н. был обобщен собственный опыт по применению зачетной системы в статье «Зачетная система на уроках истории», опубликованной в сборнике «Зачетная система» - Чебоксары, 1994.
Во втором этапе педагог изучает метод проблемного обучения и эффективно применяет на практике в рамках зачетной системы.
Решение проблемы – это исследование, поиск через сравнение, причинно-следственную связь, через доказательство – к умению отстаивать свою точку зрения, через сопоставление фактов – к способности делать вывод, анализировать, через критику деятельности личности, явлений – к самоанализу, а от анализа исторических событий к логическому мышлению.
Следовательно, формируются навыки: умение говорить, слушать, выражать свое мнение и отстаивать его, анализировать. В проблемном уроке учитель большое внимание уделяет пониманию, осмыслению изучаемого материала, определяет самое главное: чему учить и как учить? Педагог рассматривает всем известные методические категории (ЗУНы) следующим образом:
Знания - Понять через Знания
Умения - Усвоить через понимание
Навыки - Уметь, т. е. приобрести навыки
В качестве иллюстрации можно привести пример. При изучении темы «Внутренняя политика Николая I» учитель выделяет проблему: «В чем сущность этой политики?» Для решения данной проблемы на уроке создается атмосфера поиска, исследования: например, через анализ содержания реформ прослеживается их причина, цель, чьи интересы они выражали, каковы их последствия, тем самым учащиеся усваивают их сущность и развивают выше указанные навыки.
Домашнее задание должно иметь тоже проблемный характер, содержать систему доказательств или опровержение. Например, «Докажите, что политика Николая I имела реакционный характер» или «Политика Николая I , была направлена на укрепление государства. Подтвердите или опровергните данную точку зрения». Таким образом, учащимся предлагается осмысленный подход к изучаемому материалу.
Проблемное обучение – это, прежде всего развивающее обучение. Всем известно, что с подобными качествами ребёнок не рождается, они формируются в процессе обучения. Знания сами по себе мало что значат, если нет умения применить их на практике в жизни.
Учащиеся А.Н. Демидовой подтверждают результатами олимпиад, конференций, конкурсов, что они обладают такими знаниями и умениями. Например, 45 учащихся стали победителями олимпиад и 27 призерами конференций различного уровня от городского до Всероссийского, качество знаний за последние три года составляет - -83%.
Опыт педагога обобщен и опубликован: статья «Проблемное обучение – один из путей развития интеллектуальных способностей учащихся», «Народная школа», № 2-3, 2007г.
«От проблемы к проектам» – так можно обозначить третий этап методического поиска Демидовой А.Н. Многие проблемы уроков выливаются в серьезные исследовательские проекты. Первым был проект «Русская Америка» и его презентация была первым опытом презентаций научных работ по истории на городской и республиканской конференциях (Iместо - 2001г., авторы: Демидова Е., Емешев А,).
Еще пример, по теме «Человек» (Обществознание) учащимися и педагогом был разработан урок-проект, по форме проблемные - дебаты «Человек – кто ты?» В дебатах участвует четыре команды: 1. «Человек - венец эволюции»
2. «Человек – венец творения, подобие бога»
3. «Человек – ошибка природы»
4. «Человек – микрокосмос»
В результате в ходе урока, учителем были решены следующие задачи: познавательные, развивающие, социализирующие, развитие компетентности учащихся:
во-первых, при изучении существующих теорий, гипотез происхождения человека учащиеся углубили свои знания по данной проблеме (познавательная задача);
во-вторых, через интеллектуальную дискуссию учащиеся вырабатывают навыки вести полемику, отстаивать свою точку зрения, мировоззренческую позицию, признания множественности подходов к решению проблемы (социализирующие и развивающие);
в-третьих, через дебаты развивается логика, критическое мышление, которые помогают вырабатывать стиль публичного выступления (развивающая задача);
в-четвертых, участниками команд были разработаны мини-презентации своих позиций (практические навыки, компетентность).
Таким образом, следует сделать вывод, что более 80% учащихся Демидовой А.Н хорошо знают предмет, обладают навыками исследования, критического мышления, они хорошо ориентируются в информационном пространстве, это личности с активной жизненной позицией. Педагог же находится в пути творческого поиска. |