Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новые педагогические технологии как процесс интеллектуального развития учащихся. Демидова Александра Николаевна, учитель истории, обществознания и права МОУ «СОШ №54 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Чебоксары

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Демидова Александра Николаевна

МОУ «СОШ №54 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, 428035, г.Чебоксары, улица 139 Стрелковой дивизии,14

Учитель истории, обществознания и права

26 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Новые педагогические технологии как процесс интеллектуального развития учащихся

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

В период коренных социально-экономических преобразований в стране школа призвана воспитывать хорошо подготовленных, предприимчивых и деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе и адаптироваться к изменяю­щимся требованиям рынка труда.

Противоречия:

- между возрастающей практической значимостью гуманитарного образования и теоретической загруженностью учебного материала школьных программ

-между высокими требованиями, предъявленными к историческому и обществоведческому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками.

Решение этих задач может быть найдено в реализации уча­щимися собственных внутренних резервов, а также потенциаль­ных возможностей школ, прежде всего за счет внедрения в прак­тику таких форм и методов обучения, которые способствовали бы развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллекту­альной активности, его духовному совершенствованию и творче­скому саморазвитию.

Идея изменений  (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

В основе моей педагогической технологии лежит метод проблем и проектов. «Проблемное обучение один из путей развития интеллектуальных способностей учащихся» - это главная проблема моей методики преподавания истории в школе.

В мировой педагогической практике метод проектов при­знан одним из эффективных методов обучения школьников, по­зволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.

Основой метода проектов является его практическая направ­ленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы; са­мостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; корректиро­вать план своих действий в зависимости от ситуации.

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему путем самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. В то же время метод проектов как педагогическая технология включает в себя сово­купность проблемных методов: исследовательских, поисковых, творческих.

Понятие «проблема» означает «теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования». Следовательно, главный побуждающий посыл в этой методике – исследование, поиск, разрешение проблемы. Известно, что «интеллект» - это ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. Этими качествами природа одарила человека, а наша задача, задача школы в целом – развивать эти способности. Эта проблема не нова, но и  сегодня, на мой взгляд, особенно актуальна.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Прежде всего, следует исходить из того, проблемное обучение – это технология, целая система методических приемов, требующих от учителя творческой работы на всех этапах его педагогической деятельности.

Проблемное обучение не исчерпывает себя проблемной постановкой вопроса, а включает: подготовку к уроку, структурное и методическое построение урока, продумывание всех звеньев обучающей цепи от постановки проблемы до домашнего задания.

Определив проблему, выделив суть этой проблемы, учитель предлагает учащимся решить эти задачи в ходе урока, изучая теоретический материал, структурировав его, разбивая на  блоки, этапы и т.д. Перед самим же учителем стоит очень важная проблема, каким образом   организовать решение этих задач, т.е. чему учить и как учить?

Главное в проблемном уроке – научить осмыслить, понять, найти наиболее правильное решение проблемы, увлечь поиском, добиться результата.

Следует подчеркнуть, что в проблемном уроке кроме знаний учитель большое внимание уделяет пониманию, осмыслению изучаемого материала. Обозначив проблему, учитель ставит перед учащимися задачу: что они должны понять при изучении этой темы. Таким образом, учащимся предлагается осмысленный подход к  изучаемому материалу.

Проблемное обучение - это, прежде всего развивающее обучение, тем самым технология подобных уроков требует от учителя организации поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Методы и приемы поиска, исследования определяет тема, проблема, содержание, форма урока. Проблемные задачи невозможно решить, не изучив теоретический материал, не продумав его, не проанализировав, на них нет готовых ответов в учебнике.

Решение проблемы – это исследование, поиск через сравнение, причинно-следственную связь, через доказательства к умению отстаивать свою точку зрения, через сопоставление фактов – делать выводы, анализировать,  от анализа исторических событий к логическому мышлению.

Следовательно, подобная технология способствует формированию у учащихся навыков:  умению говорить, слушать, выражать своё мнение и отстаивать его, анализировать.

Таким образом, сформировав у учащихся практические навыки, учитель может переходить к исследовательской деятельности и только через подобную деятельность их возможно сформировать. Как известно, что с подобными качествами ребенок не рождается, они формируются в процессе обучения.

Следующий этап в проблемном обучении – продуманное и проблемно поставленное домашнее задание. Оно имеет большое значение, т.к. нацеливает учащихся не только запоминание изучаемого материала, но и на его анализ. Домашнее задание можно задать в любой отрезок времени на уроке, главное чтобы оно было творческим, исследовательским, т.е. способствовало развитию ребенка. После изучения темы, учитель должен выяснить, как поняли учащиеся тему, т.е. следить за обратной связью. Когда и как? Каждый учитель решает по-своему: кто-то в закреплении, кто-то во время опроса, на практическом занятии, зачете. Зачеты или контрольные уроки должны иметь тоже проблемный характер.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемное обучение – это творческое, высокоэффективное обучение при условии, что оно понимается как система, когда урок построен так, чтобы его части были едины, а цели реализованы в ходе урока. 

В чем же эффективность проблемного обучения, и какова его роль в развитии интеллектуальных способностей? 

Как было отмечено выше «проблема» - это вопрос, требующий исследования, а «интеллект» - мыслительная способность человека. Таким образом, чем больше будем исследовать, решать проблем, тем больше будет развиваться интеллект, развивать компетентные способности учащихся.

Начиная урок, учитель определяет проблему, сама постановка проблемы вызывает интерес, затем идет заинтересованность учащихся, которую надо поддерживать, подпитывать и т.д.

Заинтересованность учащихся решением проблемы в течение урока поддерживается проблемно поставленным домашним заданием.

История многим кажется простым  предметом: прочитал, рассказал. На первый взгляд это так, если уроки проводить репродуктивным методом. В подобном случае учащиеся часто теряют интерес к предмету, особенно способные учащиеся. В связи с этим технология проблемного обучения – это один из эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся.  

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условия для реализации ИПО имеются: профессионализм педагога, замечательный кабинет, возможность использования в работе ИКТ и ЦОРы, желающие учиться ученики.

Демидова А.Н. – учитель высшей категории, общий педагогический стаж: 28 лет, в СОШ № 54 – 20 лет.

Имеет награды за профессиональные достижения:  Отличник народного просвещения (удостоверение № 260 от 03.12.1993 г.); - Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации (приказ № 171 от 01.11.2000г.); Почетные грамоты Министерства образования и  молодежной политики Чувашской республики 1996, 1997, 1998, 2008 годов;   Благодарность Министерства образования РФ (приказ от13.10.2003г. № 3879); - Благодарность Общероссийской детской общественной организации Общественная Малая академия наук «Интеллект Будущего» (от.2004г., 2008г.); Благодарности Управления образования администрации города Чебоксары в 2004, 2007, 2008годах.

Демидова А.Н.. систематически повышает свою педагогическую квалификацию в Государственном образовательном учреждении «Чувашский республиканский институт образования», имеет диплом участника проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» в рамках программы «Среднее образование» Института «Открытое общество» совместно с Министерством общего и профессионального образования РФ, сертификат участника Межрегионального образовательного форума  «Живая практика: информация к размышлению и действию», закончила курсы повышения квалификации учителей права в рамках Российского фонда правовых реформ.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Демидова А.Н. творческий, постоянно ищущий педагог, открытый к  взаимодействию и сотрудничеству. Кредо  педагога: читать, изучать, апробировать, анализировать, рефлексировать и писать («Настольная книга рефлексий»).

Она является членом Методсовета школы, аттестационной комиссии,  руководит методическим объединением учителей истории, обществознания и географии.  Демидову Александру Николаевну учителя района и города знают как высоко квалифицированного специалиста. Ее отличает инициативность,  творческий подход, постоянное стремление к поиску, она открыта к сотрудничеству. В рамках городской ассоциации учителей Демидова Александра Николаевна принимает активное участие в работе межпредметной творческой мастерской «Проект», которая организует и проводит семинары, творческие отчеты. Демидова А.Н. - педагог высокой квалификации, обладающая педагогической компетенцией, она участвует в работе аттестацион­ных, экзаменационных и олимпиадных комиссий городского и рес­публиканского уровня. 

Результат изменений

Итоги успеваемости учащихся по преподаваемому предмету

 

2003/2004

2005/2006

2006/2007

2007/2008

 

Итого

Кач-во  зн.

Ср. балл

80.%

4,2

79%

4,1

81.1%

4,2

90.8%

4,4

82.9%

4,2

 

 

 

ЕГЭ

2005-2006у.г.

 

По 100-б. шкале

СОШ №54

По Респ.

 

 

60

52.9

 

( За данный период выпускных классов у педагога больше не было)   

За годы работы Демидовой А.Н. в школе неуспевающих учащихся по предметам история и обществознание не было.

Результаты внеурочной деятельности обучающихся по преподаваемым предметам

В рамках Малой школьной академии СОШ № 54 организована работа  творческой лаборатории (кружка) по научно-исследовательской деятельности «Юный магистр», и факультативы по углубленному изучению истории , Демидовой А.Н. присвоено почетное звание «Магистр Малой школьной академии», многие ее ученики-призеры олимпиад и конференций удостоились звания «Действительный член МША». Демидова А.Н. за 15 лет совместно со своими учащимися  разработала более 40 научно-исследовательских докладов и проектов, из них 23 стали призерами на научно-практических конференциях школьного, городского и республиканского, всероссийского уровня.

Победители и призеры олимпиад и научно-практических конференций

Уровень олимпиад

   районные

  городские

республиканские

Количество призеров

             26

             1 6

                 3

Конференции

городские

республиканские

всероссийские

призеры

              11

             9

                  3

В 2007/2008 учебном году  учащимися 10-х классов под руководством Александры Николаевны были разработаны два больших проекта: «Академик корабельных наук», «Правовое пространство школы», мультимедийное пособие «Ваши права  («Всеобщая декларация прав человека».)

 Опыт работы Демидовой А.Н. обобщен, опубликован в мето­дических сборниках, журналах: 

 - «Зачетная система на уроках истории», Че­боксары. 1994;

 -«Проблемное обучение» в  сборнике «Новое содержа­ние исторического образования: опыт, проблемы, перспективы», Чебоксары, 2000г;

 - «От проектно-исследовательской деятельности - к активной жизненной позиции школьника» - статья опубликована в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Использование инновационных технологий для продвижения демократических ценностей в молодежной среде», Рязань, 2007г. в соавторстве с Тохтиевой Л.Н.;

 - «Проблемное обучение – один из путей развития интеллектуальных способностей

учащихся», «Народная школа»,  № 2-3, 2007г.

 - Сайт «На родине кораблестроителя А.Н. Крылова» hhtp:wwwRodinaKrylova.narod.ru

 

Демидова А.Н. охотно делится наработанным опытом, принимает участие  в семинарах, конференциях.

1. Выступала на научно-практической конференции по проблеме «Новое содержа­ние исторического образования: опыт, проблемы, перспективы» по теме: «Проблемное обучение как система», г. Чебоксары, 2004г.

2. На Республиканском семинаре  «Научно-исследовательская, проектная деятельность учащихся» Александра Николаевна выступила с темой «От проблемы к проекту», 2007г. (на базе СОШ №54);

3. Участвовала в работе секции  «Конституционно-правовое закрепление прав человека в Российской Федерации» в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Права человека и система их защиты», (ноябрь, 2007г.)

4. «Использование инновационных технологий для продвижения демократических ценностей в молодежной среде», Международная конференция, Рязань, 2007г. (в соавторстве с Тохтиевой Л.Н. – тема «От проектно-исследовательской деятельности - к активной жизненной позиции школьника»). 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Опыт работы Демидовой А.Н. обобщен, опубликован в мето­дических сборниках, журналах: 

 - «Зачетная система на уроках истории», Че­боксары. 1994;

 -«Проблемное обучение» в  сборнике «Новое содержа­ние исторического образования: опыт, проблемы, перспективы», Чебоксары, 2000г;

 - «От проектно-исследовательской деятельности - к активной жизненной позиции школьника» - статья опубликована в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Использование инновационных технологий для продвижения демократических ценностей в молодежной среде», Рязань, 2007г. в соавторстве с Тохтиевой Л.Н.;

 - «Проблемное обучение – один из путей развития интеллектуальных способностей

учащихся», ж. «Народная школа»,  № 2-3, 2007г.

 - Сайт «На родине кораблестроителя А.Н. Крылова» hhtp:wwwRodinaKrylova.narod.ru 

II. Описание инновационного опыта учителя

           Демидова А.Н. все годы работы в школе систематически повышает уро­вень методического мастерства, творчески используя все новейшие достижения педагогической науки. Становление Александры Николаевны как педагога - профессионала возможно проследить поэтапно. Методической проблемой, над которой работает Демидова Александра Николаевна, является «Новые педагогические технологии как процесс интеллектуального развития учащихся».

Первый этап - это зачетная система, которую Демидова А.Н. рассматривает как особый стиль преподавания, требующий пересмотра планирования: разделы учебного курса разбиваются на блоки и темы, определяются часы. Затем учитель планирует тематику уроков, определяет их типы и формы: лекции, семинары, конференции, практические занятия, дискуссии и итоговый зачет.

Например, тема «Петр I и его время» планируется на 7 уроков: 3часа – лекции, 2часа – уроки-семинары, 1час – урок-обобщение,1час – урок - зачет в форме сюжетно-ролевой игры. Класс разбит по малым группам, которые представляют социальные слои российского общества того времени. Учащиеся заранее имели задание – выбрать позицию-роль: либо сторонников деятельности Петра I («Птенцы гнезда Петрова», «Дворяне», «Купечество», «Промышленники»), либо противников (бояре, церковники и др.) и   выразить личное отношение. В результате, урок демонстрирует уровень знаний, понимание сути темы учащимися, навыки самостоятельной работы, анализа, исторической логики, публичной речи, импровизации, эмпатии.

Демидовой А.Н. был обобщен собственный опыт по применению зачетной системы в статье «Зачетная система на уроках истории», опубликованной в сборнике «Зачетная система» - Че­боксары, 1994.

Во втором этапе педагог изучает метод проблемного обучения и эффективно применяет на практике в рамках  зачетной системы.

 Решение проблемы – это исследование, поиск через сравнение, причинно-следственную  связь, через доказательство – к умению отстаивать свою точку зрения, через сопоставление фактов – к способности делать вывод, анализировать, через критику деятельности личности, явлений – к самоанализу, а от анализа исторических событий к логическому мышлению.

Следовательно, формируются навыки: умение говорить, слушать, выражать свое мнение и отстаивать его, анализировать. В проблемном уроке учитель большое внимание уделяет пониманию, осмыслению изучаемого материала, определяет самое главное: чему учить и как учить? Педагог рассматривает всем известные методические категории (ЗУНы) следующим образом:

                          Знания    -        Понять  через Знания

                          Умения    -        Усвоить  через понимание

                          Навыки    -        Уметь, т. е. приобрести навыки                                   

В качестве       иллюстрации можно привести пример. При изучении темы «Внутренняя политика Николая I» учитель выделяет  проблему: «В чем  сущность этой политики?» Для решения данной проблемы на уроке создается атмосфера поиска, исследования: например, через анализ содержания  реформ прослеживается их причина, цель, чьи интересы они выражали, каковы их последствия, тем самым учащиеся усваивают их сущность и развивают выше указанные навыки.

 Домашнее задание должно иметь тоже проблемный характер, содержать систему доказательств или опровержение. Например, «Докажите, что политика Николая I имела реакционный характер» или «Политика Николая I , была направлена на укрепление государства. Подтвердите или опровергните данную точку зрения». Таким образом, учащимся предлагается осмысленный подход к  изучаемому материалу.

Проблемное обучение – это, прежде всего развивающее обучение. Всем известно, что с подобными качествами ребёнок не рождается, они формируются в процессе обучения. Знания сами по себе мало что значат, если нет умения применить их на практике  в жизни.

 Учащиеся А.Н. Демидовой подтверждают результатами олимпиад, конференций, конкурсов, что они обладают такими знаниями и умениями. Например, 45 учащихся стали победителями олимпиад и 27 призерами конференций различного уровня от городского до Всероссийского, качество знаний за последние  три года составляет - -83%.

Опыт педагога обобщен и опубликован: статья «Проблемное обучение – один из путей развития интеллектуальных способностей учащихся», «Народная школа»,     № 2-3, 2007г.

 «От проблемы к проектам» – так можно обозначить третий этап методического поиска Демидовой А.Н. Многие проблемы уроков выливаются в серьезные исследовательские проекты. Первым был проект «Русская Америка» и его презентация была первым опытом презентаций научных работ по истории на городской и республиканской  конференциях   (Iместо - 2001г., авторы: Демидова Е., Емешев А,).

Еще пример, по теме «Человек»  (Обществознание) учащимися и педагогом был разработан урок-проект, по форме проблемные - дебаты «Человек – кто ты?» В дебатах участвует четыре команды: 1. «Человек -  венец эволюции»

2. «Человек – венец творения, подобие бога»

 3. «Человек – ошибка природы»

 4. «Человек – микрокосмос»

В результате в ходе урока, учителем были решены следующие задачи: познавательные, развивающие, социализирующие, развитие компетентности учащихся:

во-первых, при изучении существующих теорий, гипотез происхождения человека учащиеся  углубили свои знания по данной проблеме  (познавательная задача);

во-вторых, через интеллектуальную дискуссию учащиеся вырабатывают навыки вести полемику, отстаивать свою точку зрения,  мировоззренческую позицию, признания множественности подходов к решению проблемы (социализирующие и развивающие);

в-третьих, через дебаты развивается логика, критическое мышление, которые помогают вырабатывать стиль публичного выступления (развивающая задача);

в-четвертых, участниками команд были разработаны мини-презентации  своих позиций  (практические навыки, компетентность).

Таким образом, следует сделать вывод, что более 80% учащихся  Демидовой А.Н хорошо знают предмет, обладают навыками исследования, критического мышления, они хорошо ориентируются в информационном пространстве, это личности с активной жизненной позицией. Педагог же находится в пути творческого поиска.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика