ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
|
I.Общие сведения |
|
Ф.И.О. автора работы |
Учреждение, в котором работает
автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием
преподаваемого предмета или
выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
|
Дьяконова Людмила Геннадьевна |
МОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары, Чувашская Республика 428025
г.Чебоксары, ул.Эльгера, д.24
Конт.тел.45-20-84
E-mail: chebgimnazia1@mail.ru
http: www.21202s02.edusite.ru. |
Учитель истории, обществознания, культуры родного края. |
18 лет |
|
II.Сущностные характеристики опыта |
|
Тема инновационного
педагогического опыта |
Использование ВКС-оборудования во внеурочной деятельности по истории (на примере проведения интеллектуальной игры по истории « Что? Где? Когда?») |
|
Источник изменений
(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной
деятельности |
Противоречие вижу в том, что учебные программы по истории и обществознанию ориентируют учителей на формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций (к примеру, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, умение пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи и систематизации информации), а методические пособия для учителя истории и обществознания не представляют достаточного количества разработанных методических приемов для реализации поставленных целей. Изменить ситуацию в данной области считаю актуальным делом, так как развитие социальноадаптированной , творческой личности – требование времени и одна из основных целей современной школы . Средства обучения: использование комплекта оборудования ВКС ( видео – конференц связи), компьютер, сканер, мультимедийные презентации, карточки с заданиями. Новые условия образовательной деятельности: 1. Использование передовых педагогических технологий: интерактивных, игровых, компьютерных и др. 2) Использование возможностей оборудования видео конференц связи для проведения дистанционных междугородних интеллектуальных игр по истории с целью формирования коммуникативных, практических умений и навыков учащихся. |
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО вижу в использовании выше названных новых образовательных и компьютерных технологий во внеурочной деятельности по предмету «история», что позволит углубить знания по предмету и привить стабильный интерес у учащихся к историческому прошлому страны, будет способствовать развитию логического мышления, навыков работы в команде, расширять кругозор учащихся.
|
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Концепция изменений предполагает систематическое применение игровых методов и поисково-исследовательского подхода во внеурочной деятельности по истории. Новизна ИПО: в комбинированиии традиционных и инновационных методов: игровых, интерактивных, проектных при подготовке и проведении интеллектуальных игр по истории (с использованием ВКС оборудования). Все это пособствует повышению интереса к предмету, развитию познавательных интересов учащихся и развитию творческих и интеллектуальных способностей.
Ограничения возникают в связи с недостатком времени для подготовки уроков и внеурочных мероприятий, связанных с использованием ИКТ и ВКС , а также в связи с тем что дистанционное общение через спутниковую связь трудно с точностью планировать. Определенные трудности вызваны процессом подбора и оформления наглядного материала, а также тем, что учащимся бывает трудно преодолеть скованность при выступлении перед большой аудиторией ( мероприятие могут посмотреть коллективы «Гимназического союза России», имеющие ВКС оборудование) Риски ИПО могут возникнуть при снижении профессиональной подготовленности и компетентности, педагогического мастерства. |
|
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
1. Видеть в каждом ученике — личность, учитывать его индивидуальные особенности.
2. Использовать ИКТ : ВКС оборудование, электронные пособия.
3. Примененять педагогом инновационных технологий: педагогику сотрудничества, проектную , здоровьесберегающую, интерактивную и игровую
4. Проводить презентации поисково-исследовательской деятельности.
5. Иметь высокий уровень мотивации к познанию.
6. Создать условия для творческой работы: НОУ, элективные спецкурсы
7. Повышать мастерство, профессионализм.
Все выше названное я стараюсь использовать в своей деятельности. |
|
Результат изменений |
Внешняя результативность
Победители и призеры олимпиад (1-3 места)
Предмет |
Дата проведения |
Муниципального уровня |
Республиканского уровня |
Олимпиада Приволжского федерального округа |
|
Мой город |
2006 – 2007 учебный год |
Ш место |
|
|
|
Мой город |
2007 – 2008 учебный год |
II место
III место |
|
|
|
История |
2007 - 2008 |
III место |
|
|
|
История |
2008 - 2009 |
III место |
|
|
|
Обществознание |
2007 - 2008 |
III место |
|
|
|
Обществознание |
2008 - 2009 |
I место, 3 место |
III место |
|
|
Культурология |
2007 -2008 |
|
I место |
III место |
|
Победителей городских олимпиад более трех; республиканских – 2; окружная олимпиада — 1
Внутренняя результативность
1.1. Качество знаний учащихся (на «4» и «5») по преподаваемому предмету
Исходя из анализа данных классных журналов, при 100% успеваемости качество знаний по предмету « История» составило в 2005 – 2006 учебном году -81,5 %, в 2006 – 2007 учебном году – 79,6%, в 2007 – 2008 учебном году – 89,5%; по предмету «Обществознание» в 2005 -2006 учебном году – 80 %, в 2006 – 2007 учебном году – 80,5%, в 2007 – 2008 учебном году – 87,9%., по предмету « Культура родного края» в 2005 -2006 учебном году – 93,5 %, в 2006 – 2007 и 2007 – 2008 учебных годах курс изучался интегрировано вместе с историей, по предмету «Мой город» в 2006 -2006 учебном году качество составило в 2005 – 2006 учебном году -93, 6 %, в 2006 – 2007 учебном году – 94, 9%, в 2007 – 2008 учебном году – 92, 39 %.
Выше 80%.
Результатом этой работы стало успешное участие гимназистов в научно-практических конференциях. В 2006 – 2007 годах - два вторых места на секции «История», в 2007 – 2008 годах -2 место и 3 место на секции «История» на гимназических научно – практических конференциях. Сборная команда гимназистов, участников научного общества, победила в интеллектуальной межгимназической видеоигре «Что? Где? Когда?» сборную команду МОУ «Гимназия №1» города Брянска в декабре 2008 года.
Вывод: Качества знаний повысилось. Налицо мотивация к познанию. Повысился уровень компетентности учащихся в различных сферах деятельности.
|
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Защита курсовой работы на курсах повышения квалификации, методическая разработка «Элективный курс «История Дома Романовых» на сайте ЧРИО |
|
III.Описание инновационного опыта учителя |
|
Систематическое применение игровых методов и поисково-исследовательского подхода в учебной и внеурочной деятельности — одна из целей педагогической деятельности. В ходе нее мной проводились разные игры: « Город мастеров» в ходе изучения истории средних веков с учащимися 6 класса, «Рыцарский турнир», вызывающий традиционно неподдельный интерес учащихся 6 – 7 классов. Но особенно успешной была игра «Что?Где? Когда?», проведенная в декабре 2007 года между сборной командой 7 -8 классов МОУ «Гимназии1» г. Чебоксары и МОУ «Гимназия 1» г. Брянска , которая стала возможной благодаря оборудованию видео – конференц связи, позволяющей общаться учащимся через систему спутниковой связи. Итогом проведения игр стал педагогический проект, способствующий дальнейшей педагогичесокой деятельности . Здесь представлены основные направления деятельности учителя и учащихся, обозначены формы работы и сроки выполнения намеченного, а также проведен мониторинг выполнения проекта.
Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию внеурочной , научно -исследовательской деятельности учащихся по истории.
Весь период организации внеурочной деятельности делится на этапы: на первом этапе выявляются учащиеся, обладающие творческими способностями, артистизмом, склонным к научно -исследовательской деятельности для создания сборной команды — творческой группы знатоков истории( 7— 10 кл). На втором этапе происходило теоретическое обучение учащихся. Был организован элективный курс по отечественной истории и кружок Цель — обогатить учащихся знаниями, подготовить к проведению новых интеллектуальных игр ( в том числе и с применение м ВКС) и участию в конкурсах и олимпиадах по предмету.На третьем практическом этапе учитель и учащиеся разрабатывали новые виды интеллектуальных игр, знатоки направлялись в классы для их проведения. Во время проведения элективного курса учителем использовались модульные технологии. В настоящее время длится четвертый этап — итоговый, исследовательский .Творческие группы учащихся знакомят друг друга со своими разработками: презентациями, докладами и т. д. Старшеклассники, участники курса, приглашаются со своими докладамии на заседание кружка (7 - 8 кл ). Срок действия проекта 2 учебных года. 2007 — 2008 учебный год, 2008 — 2009 учебный год. 1 этап: сентябрь — октябрь 2007 г, 2 этап — ноябрь — декабрь 2007г., 3 этап — январь — май и сентябрь — декабрь 2008 года. 4 этап — январь — май 2009 г. На этапах осуществляется мониторинг проекта, оценивается уровень творчества учащихся, проверяются знания учащихся, формирование компетенций учащихся, исследуются результаты участия в предметных олимпиадах и интеллектуальных играх по истории.
С этой целью используются наблюдение, анализ планов работы тврческих групп, анализ выполненных работ. Результаты мониторинга будут представлены в форме выступлений перед методобъединением учителей истории, учителями гимназии, городской ассоциации.
|
|
IV. Экспертное заключение |
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
|
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|
|