Информационная карта инновационного опыта участника
приоритетного национального проекта «Образование» |
I. Общие сведения. |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Жукова Ленина Леонарьевна |
МОУ «Гимназия №5»
г. Чебоксары
428000 г. Чебоксары, Президентский бульвар д.21 |
Учитель истории, обществознания, КРК |
Общий педагогический стаж
– 20 лет
В должности – 14 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Использование интерактивных методик в учебно-воспитательном процессе |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Изменения, происходящие в России, в мире активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров. Основной задачей образования становится создание условий развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Это означает, что основным результатом образования должна быть не только сумма знаний выпускника, но и овладение основными компетентностями, функциональной грамотностью, умением действовать в реальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. С одной стороны существуют рамки классно-урочной системы, УМК с традиционным методологически аппаратом, требования по академическим показателям. Но с другой стороны в школе появились совершенно новые возможности: информационное сопровождение обучения, различные компьютерные программы, возможности выбора учениками индивидуальных образовательных траекторий, взаимодействие учителя и ученика в процессе открытия знания через постановку проблем и выдвижения гипотез и открытый, свободный доступ к любой информации, в любое время. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного и учебно-воспитательного процесса и др.) |
Произошли изменения ситуаций на уроках (свободный доступ в Интернет и к любым ЦОРам, достаточно высокая мотивированность учащихся и родителей), организации учебно-воспитательного процесса в зависимости от гендерной направленности (классы обычные смешанные и классы с раздельным обучением мальчиков и девочек на уроках истории в 5-х и 6-х классах, т.е. так называемый «мягкий гендер»), содержания образования (сочетание традиционной программы и программы развивающего обучения «Школа 2100»). |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Интерактивные методы обучения - это все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика. При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для ребенка несравнимо большую ценность, чем сообщенный ему учителем.
В условиях свободного доступа учащихся к любой информации меняется способ взаимодействия учителя и ученика. Учитель теперь не является источником непреложных истин, а формирует у учащихся умения обновлять оперативную часть своего культурного опыта и умения применения полученной информации в жизненной ситуации. От знаниево - просветительской направленности деятельности учителя происходит переход к деятельностному обучению. Проблемно-диалоговое обучение, групповые формы работы, проектные формы, раздельное обучение мальчиков и девочек дают возможность ученику проявить свои творческие, организаторские, исследовательские, академические способности на каждом занятии. Новизна в том, что меняется роль учителя (от оратора на транслятора) и ученика (от созерцателя до деятеля), меняется отношение ученика к происходящему на уроке, меняются методы и формы приобретения знаний. Трудоёмкость состоит в том, что такие уроки требуют большой предварительной подготовки, в организации ученического коллектива, в большом объёме информации. Риски, прежде всего, в нехватке времени при классическом подходе к составлению расписания, в необходимости выбора нужной информации из большого объёма, сложно удержать дисциплину, бывает шумновато. Количество учеников в классе желательно не более 25-26 человек. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Компьютеризация деятельности учителя, наличие свободного доступа к Единой Системе Цифровых Образовательных Ресурсов, специальная подготовка и постоянное повышение квалификации, творческий подход и желание учителя работать в новых условиях, которые требуют достаточных материальных и временных ресурсов. |
Результат изменений |
В процессе применения интерактивной технологии в учебно-воспитательном процессе меняется мотивация учащихся. Появляется осознанный интерес к занятиям, желание участвовать в поиске знаний, в презентации своих результатов. Ученики приобретают навык публичного выступления, умение искать нужную информацию, умение отслеживать результат своей деятельности, находить опору для собственного развития. Ученики, овладевшие навыками диалогового общения и работы в группе, активнее участвуют в самоуправлении, исследовательской работе, проектной работе, пробуют себя в различных видах деятельности (туризм, спорт, журналистика, музейное дело и т.д.) |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
На сайте гимназии №5, на сайте СОШ №6, на сайте «Сеть творческих учителей». |
III. Описание инновационного опыта учителя. |
В основе инновационного метода лежит развитие активного участия школьников в решении социальных, правовых, экономических, культурологических проблем и ответственности за принимаемые решения на уроках. Это обстоятельство имеет особое значение для выбора метода обучения. С этой целью и используются активные (интерактивные) методы обучения. Интерактивными называются методы обучения, осуществляемые посредством кругового равноправного взаимодействия субъектов в процессе обучения, которые позволяют на основе личного вклада каждого из участников процесса обучения в общее дело получить новые знания и организовать совместную деятельность от единичного взаимодействия к широкому сотрудничеству. Кроме того в описанной методике учащиеся обучают друг друга, его отличительная особенность состоит в их диалоговом характере. Подобные методики принципиально меняют схему коммуникации в учебном процессе. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта. Он не замыкает учебный процесс на себе. Главное в том, что ученики могут ставить проблемы, выдвигать гипотезы, решать их, ошибаться и доходить до истины во взаимодействии.
Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, позволяют учащимся:
1) сделать знания более доступными;
2) учиться формулировать собственное мнение, правильно выражать свои мысли, строить доказательства своей точки зрения, уметь аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию;
3) учиться слушать другого человека, уважать альтернативное мнение;
4) моделировать различные социальные ситуации и разрешать их совместными усилиями, обогащать свой жизненный опыт (социальный, правовой) через включение в различные жизненные и правовые ситуации и переживание их;
5) учиться строить конструктивные отношения в группе, определять свое место в ней, избегать конфликтов, разрешать их, искать компромиссы, стремиться к диалогу;
6) развивать навыки проектной и исследовательской работы.
Использование интерактивных методик позволяет реализовать идею сотрудничества обучающих и обучаемых, учит их конструктивному взаимодействию, способствует оздоровлению психологического климата на уроке, создает доброжелательную обстановку. Просто уроки становятся интересными и для учеников и для учителя, т.к. происходит постоянный поиск новых путей решения, процесс совместного открытия новых знаний. |