ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Кирилина Наталья Петровна |
МОУ «Кудеихинская СОШ»
429030, ул. Советская, 58, с. Кудеиха, Порецкий район, |
Учитель истории, обществознания, православной культуры |
18 лет,
Педагогический стаж 30 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Ресурсно-методический центр «Духовно-нравственная среда школы»
|
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
С одной стороны, школа – это один из инструментов государства, который призван помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. Возникает вопрос, какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить? Следовательно, образовательный стандарт должен включать в себя и предметы, которые знакомят школьников с основами духовной культуры, с духовной историей России, что и было сделано в нашей республике. С другой стороны, возникает много вопросов - как проводить уроки духовно-нравственного содержания в школе, каким образом выстраивать воспитательную систему школы в этом направлении.
Подобных проектных идей, в основе которых лежит духовно-нравственное направление обучения и воспитания, в которых реально соединена практическая работа педагогов, управленцев, методистов и общественной инфракструктуры, не много в республике.
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Формирование для района горизонтальной структуры сети по духовно-нравственному воспитанию в школах однотипных учреждений, центрах дополнительного образования и социокультурных центрах; создание модели нравственной, творческой и дружественной школы.
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Расширение информационных ресурсов – создание баннеров на сайтах школ по духовно-нравственному воспитанию;
Формирование общественного мнения значимости духовно-нравственного, патриотического, гражданского, семейного воспитания учащихся;
Заключение соглашения о сотрудничестве с заинтересованными учреждениями;
Сбор, обработка и предоставление пользователям информации, накопленной в школьной и сельской библиотеках по вышеуказанным направлениям работы;
Обмен опытом – создание банка программ по духовно-нравственному воспитанию, электронной базы данных, работающих по духовно-нравственному воспитанию |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
- Кирилина Н.П. автор книги «Я тебя приглашаю в мой край», разработала целевые проекты «Преображение», «Фемида» (вместе с ученицей 11 класса Лисиной Н.), школьную целевую программу «Отечество» и мероприятия к Программе; авторские программы по культуре родного края «Литературное краеведение», по православной культуре «Дорога к храму», «Обществознание и православие», элективному курсу «История и православие» и др.. Создала историко-краеведческий сайт (www.kudeiha.narod.ru), сайт школы (http://21423s04.edusite.ru/), на котором есть баннер «Уроки нравственности», презентации к урокам по православной культуре, патриотическому воспитанию. Все материалы распространяются среди преподавателей школ района, как в печатном виде, так и через электронные носители. Материалы уроков, классных часов по духовно-нравственному воспитанию опубликованы на сайте. В районной газете опубликованы статьи по духовно-нравственному воспитанию в школе, в которых освещался опыт работы. Работает детский клуб «Преображение».
|
Результат изменений |
· Формирование у учащихся
1) необходимых моральных ориентиров, формировавшихся веками на основе православных заповедей, а также высших социально-нравственных качеств, почерпнутых из истории человеческого общества;
2) почитания и уважения православных традиций и обычаев, преемственности поколений;
3) эстетических критериев и ценностей на примерах духовно-светской музыки, русской поэзии;
4) познавательного интереса к православию, историческому краеведению как части образовательной культуры;
5) социальной культуры, включающей культуру толерантности к иному образу жизни и стилю мышления
Использовали новую форму сотрудничества учащихся, учителей, родителей, священнослужителей – проведение открытых уроков для учителей Порецкого и Шумерлинского районов, районных православных праздников с целью показать стремление детей к творчеству, самореализации через духовно-светское воспитание. В рамках этой работы были проведены мероприятия:
· открытые уроки и классные часы организованы для учителей Порецкого и Шумерлинского района;
· школьные праздники «Рождество Христово», «Радость пасхальная» проводятся уже в течение 4-х лет, школа – инициатор и организатор проведения районных праздников «Пасхальный звон», «Светлая пасха», «Рождество»;
· Исследовательская работа учащейся 10 класса Ксении Рябовой «Храм Преображения Господня села Кудеихи» на республиканском конкурсе творческих работ по краеведению удостоена Диплома III-й степени и медали;
Победители республиканской конференции-фестиваля творчества обучающихся “EXCELSIOR 2007- 2008” и творческих конкурсов
Карпович Диана (11 класс) – работа «Сиявская волость в вихре первой русской революции» Диплом победителя стендового представления работы. Секция «История».
Мосина Анна (11 класс) – работа «Учитель. Образ желаемый и действительный» 2 место - Диплом и медаль победителя. Секция «Педагогика.
Лисина Наталья (11 класс) - работа «Соблюдение прав ребенка на примере Кудеихинской СОШ» 3 место - Диплом и медаль победителя. Секция «Социология и право».
Егорова Анастасия (11 класс) – работа «Любимые праздники» - 3 место. Секция «Экономика»
· Игошина Екатерина (7 класс) – работа «Родной край в поэзии П. Максимова»- 2- место фестиваль «Радуга искусств»
· Учащиеся пишут стихи, ученица 6 класса Катя Игошина на республиканском конкурсе «Костры Сеспеля» удостоена Диплома II-й степени в секции «Авторская поэзия», стихи учащихся ежегодно публикуются в районной газете;
· 30% учащихся школы участвуют в работе Клуба «Преображение», в школьных православных праздниках принимает участие 50% учащихся школы, городские дети, приезжающие на зимние каникулы, зрителями праздников являются не только родители, односельчане, но и дети из соседних населенных пунктов;
· С каждым годом все больше родителей принимают непосредственное участие в проведении праздников;
· Развитие благотворительности – сельские меценаты оказывают материальную поддержку, все дети получают подарки на праздники; проведение акций «Чужой беды не бывает»;
· Созданы видеофильмы и презентации;
· Дети участвуют в совместной организационной и творческой деятельности;
· Обстановка способствует созданию нравственной, творческой и дружественной школы;
· Выход проекта «Преображение» на создание школьной целевой Программы «Отечество».
Материалы проекта размножены на сайтах http://5.21423s04.edusite.ru
http://kirilina.21423s04.edusite.ru , CD-дисках, Дисках 3,5 (А), что делает их более доступными и удобными для практического использования.
Расширяется сотрудничество специалистов различного уровня. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Журнал «Народная школа»
«На геральдических щитах»
сценарий «Новогоднее поле чудес»
«Нравственные ориентиры семьи»
сценарий «Письма, опаленные войной»
«О выступлении крестьян Сиявской волости в революции 1905 - 1907 гг.»
«Православие и школа: возможные контакты»
Журнал «Литература в школе»
«Поэзия Ивана Петровича Мятлева», 9 класс.
Приложение к журналу «Литература в школе», «Уроки литературы» - сценарий «Солдатские письма».
книга очерков «Я тебя приглашаю в мой край...»,
очерки о воинах сел Кудеиха, Шадриха, Кожевенное, Гарт
Ежегодные публикации статей, стихов, очерков, эссе |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Использование ИКТ в учебном процессе
Актуальность использования ИКТ в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое. Не случайно одним из параметров нового качества образования является использование ИКТ на уроках и внеурочное время. Представлю те методы ИКТ, которые я применяю для использования, как на уроках, так и внеурочное время.
1. Применение текстовой информации – применяю образцы для выполнения написания рефератов, проектов, эссе для уроков обществознания, истории – это экономит время, не нужно объяснять устно, ученики видят готовые образцы, сразу же видны ошибки в тексте. Результат этой работы – все четыре ученических проекта (секции - история родного края, экономика бизнес-план, право и педагогика) были отмечены на районном конкурсе - равных им по оформлению не было, все они прошли для конкурсного отбора на республиканскую конференцию “EXCELSIOR - 2007”.
2. В моем кабинете истории имеется компьютер, сканер, принтер, 30 штук CD дисков по следующим предметам – обществознание, право, история, мировая и русская культура, православие, словари. Во внеурочное время учащиеся готовят сообщения для уроков истории, обществознания, свой материал они могут представить как в текстовом, так и в презентационном материале, используя тексты, графики, диаграммы, рисунки и т.д.
3. Разработанная программа «Тестирование» позволяет быстро выявить у каждого ученика уровень знаний (фрагмент урока)
4. В подготовке к экзаменам для ребят, у многих есть компьютеры дома, даю задания на дискете, готовые файлы с ответами ученики размещают на компьютере учителя. Не нужно переписывать, расходовать лишнюю бумагу.
5. Но самое главное – компьютеры в кабинете информатики объединены локальной сетью – на уроке можно увидеть возможности работы сети, например, результат тестирования со всех компьютеров выводится на большой экран.
6. Для получения дополнительной информации к урокам используем вместе с учащимися ЦОРы - информацию сети Интернет.
7. Являюсь автором сайтов http://www.kudeiha.narod.ru, http://21423s04.edusite.ru http://5.21423s04.edusite.ru, Имеется отдельный раздел «Уроки нравственности» на личном сайте http://kirilina.21423s04.edusite.ru, т.к. у многих учителей не только в нашем районе, но и республики в настоящее время нет достаточно количества методических разработок по предмету «Основы православной культуры».
8. Разрабатываю презентации для уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний – все это позволяет представлять материал более интересным.
Актуальность использования ИКТ вижу не только в том, что можно на уроке более полно использовать дополнительный материал, сделать уроки более яркими, запоминающимися, но самое главное – дети учатся навыкам работы на компьютере не только на уроке информатике, но и на уроках истории, обществознания, православной культуры. К таким урокам готовится комплект методического материала, который можно использовать не только на уроках, но и при проведении внеклассных мероприятий.
|
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Опыт работы Кирилиной Н.П. интересен для преподавателей района и республики. Наталья Петровна тесно сотрудничает с редакцией журнала «Народная школа».Для распространения опыта своей работы учитель использует Интернет. Имеется личный сайт учителя, который посещается учителями школ республики.
Ведущий принцип работы Кирилиной Н.П.- духовная направленность на общечеловеческие ценности воспитывающего и развивающего обучения: дать детям не только знания и умения, но и определенные нравственные и этические качества |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Лебедев Юрий Борисович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории ЧРИО, 42-85-20 |