Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Правовые аспекты на уроках истории. Кустова Марина Геннадьевна, учитель истории, обществознания и права МОУ «Кувакинская гимназия» Алатырского района ЧР

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования».

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Кустова Марина Геннадьевна

МОУ «Кувакинская гимназия», 429812 Чувашская Республика, Алатырский район, с. Кувакино, ул. Пролетарская 1

Учитель истории, обществознания и права

16 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Правовые аспекты на уроках истории

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Формирование демократического государства и гражданского общества в России определяют новые задачи правового образования в школе. В современных условиях оно должно выработать новые принципы поведения личности и новые отношения между человеком и государством. Противоречивая ситуация, сложившаяся в стране на современном этапе, (с одной стороны, человек получил реальные права и свободы, возможность проявить себя в экономической и политической сферах, с другой рост преступности, произвола, незащищенности личности) делает особенно актуальным правовое образование граждан, как условие  формирование правового сознания и правовой культуры, укрепления правопорядка. И вы со мной согласитесь, если я скажу, что лучше начинать со школьной скамьи.

 

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Цель правового образования – формирование развитого правосознание и высокой правовой культуры.

  Право как учебный предмет имеет свою специфику. Современная система правового образования в школе ориентирована на усвоение теоретических знаний без учета их практического применения, т.е. отсутствует связь с реальной действительностью. И я поставила перед собой цель – придать предмету право прикладной характер путем включения в учебный процесс как можно большего количества практических заданий и ситуаций.

 Выработать правовое поведение невозможно только с помощью информации о правовых нормах и их содержании, так как поведение человека определяется многими факторами: семейным воспитанием, социальным окружением. Ситуация осложняется также тем, что сама школа не является правовым пространством и поэтому неспособна выработать у ученика рефлексию к правовому поведению. Между тем формирование правового поведения требует известной рационализации взаимоотношений в школьном коллективе и, в первую очередь, между учителем и учеником.

 Правовое образование в новых условиях должно быть ориентировано, в первую очередь на личность, на выработку в сознании граждан понимания и уверенности, что право не даровано государством и не является элементом насилия над человеком, а изначально принадлежит самой личности и является условием ее свободы. Правовое образование должно определять отчуждение человека от органов правопорядка, воспитать к ним уважение, научить школьника защищать свои права и свободы цивилизованными способами.

 

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Выработать правовое поведение невозможно только с помощью информации о правовых нормах и их содержании, так как поведение человека определяется многими факторами: семейным воспитанием, социальным окружением. Ситуация осложняется также тем, что сама школа не является правовым пространством и поэтому неспособна выработать у ученика рефлексию к правовому поведению. Между тем формирование правового поведения требует известной рационализации взаимоотношений в школьном коллективе и, в первую очередь, между учителем и учеником.

 Правовое образование в новых условиях должно быть ориентировано, в первую очередь на личность, на выработку в сознании граждан понимания и уверенности, что право не даровано государством и не является элементом насилия над человеком, а изначально принадлежит самой личности и является условием ее свободы. Правовое образование должно определять отчуждение человека от органов правопорядка, воспитать к ним уважение, научить школьника защищать свои права и свободы цивилизованными способами.

 

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Среди основных принципах подхода к правовому образованию я бы отметила непрерывность, междисциплинарность, интеркультурность, связь с практической деятельностью.

 Непрерывность правового образования в средней школе реализуется через его многоэтапность, выделение двух основных блоков, соответствующих периодам формирование личности 5-11 класс.

 Принцип междисциплинарности предполагает реализацию правового образования через использования гуманистического потенциала изучаемых предметов , а также через общность методических подходов к преподаванию правовых модулей в курсы истории и обществознания. Однако это не исключает, а наоборот создает благоприятную почву для специальных правоведческих курсов.

 Принцип интеркультурности выражает универсальность прав человека, что подчеркнуто во Всеобщей декларации, с другой стороны мультикультурный характер современного российского общества.

 Принцип связи преподавания с практической деятельностью выражает неразрывное единства знаний, убеждений, поступков человека, проникнутого духом признания и уважения закона, прав и свобод каждого человека. Данный принцип предполагает включение в образование социального окружения ученика. Сама школа при этом должна стать правовым пространством, а родители, учащиеся и учителя равными субъектами правовых отношений. В процессе преподавания правоведческих курсов необходима атмосфера сотрудничества учащихся и учителей. Само преподавание должно вестись в демократическом стиле, в духе уважения прав личности учащихся. Необходимо добиться, чтобы справедливость, доброжелательность, уважение прав человека, стали неотъемлемой частью жизни школьников. Только в таких условиях правовое образование будет эффективно способствовать гуманизации межличностных отношений, а следовательно, и общества, и государства.

 Указанные принципы правового образования нацелены на формирование гуманистически ориентированной, уважающей права и свободы человека личности, подготовленной к жизни в условиях современной демократии.

 

Результат изменений

Мои ученики принимают активное участие в предметных районных олимпиадах нередко становятся победителями и призерами (Тренюшева И., 9 класс, право, 2002-2003 уч.год – 3 место,  Деманов А, 9 класс, право 2003-2004 уч.год-3 место, Филатова Е., 9 класс, право 2004-2005 уч. год, 2 место, Романова Ю. 9 класс, право 2006-2007 уч.год -1 место, 2007-2008 уч.год Царькова А. 11 класс, обществознание – 2 место). Также они являются победителями и призерами творческих конкурсов, научно-практических конференциях районного и республиканского уровней. Из года в год выростает процент учащихся, выбравших профессиональное обучение в ВУЗах гуманитарного профиля

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

III. Описание инновационного опыта учителя

Школьный курс истории представляет большие возможности для развития правовой культуры учащихся. Дело в том, что многие современные понятия пришли к нам из далекого прошлого и изучаются на уроках истории в связи с экономическими, социальными, культурными, религиозными проблемами. Поэтому, оставаясь в целом в рамках школьной программы, можно изменить традиционные подходы к изучению истории. Если раньше основное внимание уделялось развитию производительных сил, классам и классовой борьбе в разные исторические эпохи, в различных обществах и государствах, то теперь я акцентирую внимание на личностных и правовых аспектах истории, сохраняя в тоже время остальные. История дает богатый материал в области изучения зарубежного и отечественного права:

- регулирование поведения людей в первобытном обществе;

- древневосточное и античное право;

- право средневековых цивилизаций;

- современные правовые системы;

- западноевропейское право эпохи буржуазных революций;

- русское право и право Российского государства.

 При таком подходе к изучению истории право представляет перед нами как важнейшее культурно-историческое явление. Я стараюсь учить детей смотреть на правовую культуру в историко-хронологической последовательности, показать зарождение и развитие права, его соотношение с обычаями, традициями, моралью на разных этапах общественного развития. История дает богатый материал для знакомства с выдающимися юридическими памятниками, такими как Законы Хаммурапи, свод римского права Юстиниана, Салическая Правда, Русская правда, Великая хартия вольностей, Соборное Уложение, Декларация прав человека и гражданина, Конституции разных прав. Новые подходы истории позволяют подвести учащихся к выводу о социальной ценности права, о том, что оно является показателем уровня развития цивилизации. Особое внимание при новом подходе к преподаванию истории уделяется борьбе людей за свои права и свободы, победа и поражение в этой борьбе. Сама история при этом рассматривается как продвижение общества к осознанию личных и коллективных прав и свобод. История в этом случае не только дает учащимся сумму принципиально новых знаний, но и способствует серьезной внутренней работе по формированию своего отношения к идеям и ценностям гражданского общества и правового государства. Изучение истории должно помочь учащимся ответить на вопросы: Что такое закон и порядок? Каковы взаимоотношения личности и общества? Я стараюсь учить детей уметь оценивать события истории, деятельность исторических личностей с точки зрения общечеловеческих ценностей, демократии, гуманизма. Выработать активную жизненную позицию у каждого учащегося, уважение к закону, уверенность в возможности защиты своих прав. А для этого свои права надо учить и знать. Кроме школьных учебников в зависимости от темы на своих уроках я использую дополнительно исторические, юридические и литературные источники.

 Методика моей работы разнообразна. Однако наиболее продуктивными, являются активные формы работы – дискуссии, дебаты, сюжетно-ролевые игры, семинары и практикумы. Именно активные формы воспитывают способность к диалогу, умение считаться с другой точкой зрения, анализировать материал и давать обратную связь. Важно также и то, что игровые формы позволяют учащимся эмоционально «проживать» разные  эстетические и правовые ситуации. Это особенно важно для самопознания личности. При этом формы урока могут меняться в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

История древнего мира обладает широкими потенциальными возможностями для реализации идей правового образования в основной школе. Она позволяет акцентировать внимание на нравственно-правовых аспектах истории древних цивилизаций, на роли обычаев и традиций в жизни древних народов, на истории законодательства и судопроизводства, на развитии разных форм государственности, на права и обязанности различных групп населения. На первый план я выдвигаю формирование основ правовой культуры, подготовка учащихся к восприятию в последующем системы правовых знаний. В связи с этим я еще решаю следующие задачи:

- показать роль и место обычаев, традиций, нравов в повседневной жизни древних народов;

- познакомить и историей возникновения древних законодательных памятников;

- рассмотреть основные формы государства в древности;

- дать представления о правах и обязанностях различных категорий населения;

- показать место и роль человека в древних обществах;

- научить выделять общечеловеческие черты в культуре древних цивилизаций;

- сформировать у учащихся привычку к оценке исторических событий и личностей с точки зрения права;

- воспитывать на ценностях демократии, гражданственности, свободы человека в античных обществах;

Материал  раздела «Древний Восток», позволяет познакомить учащихся с такими понятиями как «государства», «право», «закон», «правовое неравенство». Последнее своеобразие древнего Востока отчетливо прослеживается на материале Законов Хаммурапи и кастовом строе Древней Индии. На этих уроках я организую работу так, чтобы выделить правовые моменты различных категорий населения в государствах древнего Востока, познакомить на примере Законов Хаммурапи с древнейшими судебниками.

Касаясь вопроса о возникновении государства и права я отмечаю, что они появляются на определенной стадии развития общества. На материале Египта, Месопотамии, Индии и Китая я всегда углубляю и конкретизирую отличие государственной стадии от родоплеменной. При этом обращаю внимание учащихся на отличительные признаки государства:

- государство имело определенную территорию;

- во главе государства стоит единоличный правитель – царь;

- отсутствовало равенства между людьми: богатые и бедные, свободные и рабы;

- на смену обычаям и традициям, которые регулировали жизнь первобытных людей, приходят законы.

 На материале Древнего Египта, Вавилона, Китая у учащихся формируется понятие «деспотии», как особой формы государства, типичной для древнего Востока. Я обращаю внимание на такие ее черты как: неограниченная власть правитель, обожетствление его, правитель считается собственником всей земли.

 Итогом моей работы в этом направлении является осознание учащимися различие между государством и обществом. На материале темы «Древний Египет» я наглядно демонстрирую различия в положении основных слоев населения путем заполнения таблицы.

Слои населения

Чем занимались?

Какие права имели?

Земледельцы

 

 

Ремесленники

 

 

Писцы

 

 

Вельможи

 

 

Фараон

 

 

Рабы

 

 

Жрецы

 

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Данная графа заполняется председателем районного методического объединения (ассоциации) учителей-предметников или методистом ОУО

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика