Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочное время по истории. Охотникова Светлана Григорьевна, учитель истории и обществознания МОУ «Карамышевская СОШ» Козловского района ЧР

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Охотникова Светлана Григорьевна

МОУ «Карамышевская СОШ» 429446 Козловский район с. Карамышево ул. Молодежная, 25

Учитель истории и обществознания

8

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочное время по истории

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Источник изменений - внедрение новых  образовательных технологий, формирование новации, самосовершенствования и самоутверждения школьника.  Образование и уровень компетентности обучающихся должны обеспечить им реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь реализовать  свои способности во всех их  духовно-нравственных проявлениях.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в дополнении компонентного состава содержания обучения истории мотивационным и ценностно-ориентационным аспектами за счет актуальных учебных материалов, учитывающих интересы современных школьников и волнующие их проблемы. Методическими средствами развития творческих способностей учащихся в ИПО являются приемы и техники продуктивного обучения, современные средства образовательной диагностики, метод проектов.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

В основу опыта положена реализация интересов и склонностей, выработка нравственных убеждений; создание условий для развития независимого творческого мышления, для разноуровневого обучения; поощрение самовыражения и уверенности обучающихся в себе. Создание для каждого обучающегося более разносторонней школьной среды со своими предметно-пространственными  и нравственно-социальными качествами дает ему возможность проявить себя, удовлетворить свою потребность в самореализации. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, например – исследовательская и проектная деятельность.     Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи. Главным результатом является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в готовом виде. Данная методика является экспериментальной и возможна к тиражированию в ОУ, работающих по программам развивающего образования при условии прохождения учителем переподготовки в объеме не менее 216 часов.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Целевая аудитория – учащиеся 8-11 классов.  Разработан  учебно-методический комплекс,   используются  интернет – ресурсы;   творчество учащихся – создаются научно-исследовательские работы, кроссворды, тесты, различные викторины, задачи, диктанты, проектная деятельность. Охотникова С.Г. – творчески работающий учитель, строит отношения с учащимися на субъектной основе, создает высокую мотивацию обучения.  Награждена Грамотой Управления Образования Козловского района за внедрение инновационных технологий в образование и подготовку победителя районного конкурса исследовательских работ «История семьи – страница многовековой истории Отечества», Дипломом Министерства образования  и молодежной политики Чувашской Республики Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Эткер»  за  подготовку исследовательских работ обучающихся, посвященного 80 – летию государственного образования; победитель районного конкурса «Самый классный  классный – 2009», имеет рецензированную авторскую программу «Применение театрализованных представлений в 6 классе» рецензирована на кафедре истории при ЧРИО доцентом  кафедры Павловым Б.И. в 2003г., творческую работу по теме  «Использование нетрадиционных форм на уроках истории» рецензирована Лебедевым Ю.Б на кафедре истории при ЧРИО в 2006г., авторскую программу по курсу «Моя малая Родина» рецензирована методистом МОУ ДОД «Центр Детского Творчества» Ларионовой И.А. в 2009 г.

Результат изменений

Внутренняя результативность ИПО: 1) на основании контент-анализа продуктов деятельности учащихся констатировано наличие следующих изменений: от позиции внешнего наблюдателя к позиции внутренней ответственности за собственные поступки; от отрицательной личностной самооценки к положительной; от позиции индивидуализма в отношениях с окружающим миром к позиции сотрудничества; 2) применение метода включенного наблюдения позволило установить позитивную динамику: развития коммуникативных умений учащихся, способности к эмпатии, сформированности навыков рефлексии, креативности

Внешняя результативность ИПО:

 1) за последние 3 года  3 ученика стали призерами районных предметных олимпиад, 2) увеличилось количество участников во Всероссийском историческом конкурсе «Золотое Руно от 15 до 30 человек; 3) за тот же период 20 учеников стали победителями районных и республиканских  конкурсов, 4) количество  учащихся, выбравших профессиональное обучение в ВУЗах гуманитарного профиля остается неизменным – 2-3 ученика ежегодно.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Адрес сайта: http://gov.cap.ru/home/65/obrazov/sajty/karam-coh/oxotnikova/index.htm               

 

 

III. Описание инновационного опыта учителя

Образовательный процесс ориентирован на построение образа собственного действия школьника в окружающем мире, на построение собственной картины мира и собственной позиции. Позиционное самоопределение означает способность реализовать свой потенциал и ценности в ситуации выбора и неопределенности. Учащийся, приобретающий опыт позиционного самоопределения, оказывается способным к вычленению существенных связей сложных системных объектов окружающей действительности, к осмысленному прогнозированию последствий действий с подобными объектами, пониманию границ и возможностей собственного действия. Таким образом, школьники могут оказаться вовлеченными в решение реальных сложных задач социума, своей школы, города, производства и пр., быть умелыми и оснащенными в подходах к решению подобных задач. Данный опыт предполагает активное использование проектных технологий  как на уроках (исследовательские проекты), так и во внеурочной деятельности (разработка сценариев и проведение мероприятий по этим сценариям), а также информационно-коммуникационных технологий (использование ресурсов сети Интернет для подготовки исторических обзоров эпохи, соответствующей изучаемым личностям, характеристики политических событий, экономической ситуации; подготовка компьютерных презентаций учащимися как сопровождении их выступлений на уроках). Широко используются учителем творческие, открытые задания: создание и презентация коллективных проектов. Ситуационно-позиционное обучение предполагает коллективное планирование содержания и хода учебных занятий, составления контрольно-проверочных работ, домашних заданий. Для определения результативности данного ИПО предполагается использовать контент-анализ продуктов деятельности учащихся (тесты, викторины, кроссворды, рефераты). Свою миссию автор ИПО определяет как «воспитание личности, готовой к межличностному и межкультурному сотрудничеству». Реализация данной цели в современных условиях становится возможной лишь при организации личностно-ориентированного образовательного процесса, который направлен на формирование самостоятельной, мыслящей личности и учитывает индивидуальные потребности, возможности, интересы школьников. В качестве наиболее эффективного средства организации творчески развивающей образовательной среды на уроках и во внеурочное время по истории автор ИПО предлагает использование дополнительного аутентичного материала, в котором в максимальной степени учитывается проблематика, волнующая современных  школьников. В исследовательской и проектной деятельности используются: исследования, проекты, информационные технологии, интернет. Поддержка осуществляется из следующих этапов: Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.    Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.       Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.       Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.      Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. Выполняя эти работы, ученик получает знания о  методах, принципах, формах и способах исследовательской и проектной деятельности, имеет  возможность самореализоваться через решение задач научного характера по индивидуальной теме.

 

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика