ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Прыткова
Светлана Вячеславна |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» города Новочебоксарск Чувашской Республики.
Чувашская Республика, 429950, г. Новочебоксарск, ул. Семенова, д.25. Тел. 75-98-20, mou–sh16@mail.ru. |
Учитель истории и обществознания |
15 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
«Научно-исследовательская и проектная деятельность школьников на уроках истории и во внеурочное время» |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Применение традиционных УМК по предмету. Для углубления и расширения знаний использую программы дополнительного образования: профильные курсы, индивидуальные программы и планы работы с одаренными детьми, кружковая работа. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Суть ИПО: применение новых технологий: проблемно-поисковое, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение; проектные и исследовательские методы; ИКТ на уроках и внеурочной работе; элементы здоровьесберегающих технологий; «личное портфолио ученика». |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
1). Построение учащимися личной траектории обучения и развития, что позволяет выстраивать индивидуальную программу работы с одаренными учениками. 2). Проведение мониторинга результатов учебной и внеучебной деятельности по предмету для выстраивания программы дифференцированного обучения школьников. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
1). Владею ИКТ, прошла курсы «Intel”, сформированы ЦОРы (ссылки на образовательные ресурсы Интернет, ученические и авторские методики).
2). Сформирована медиатека, имею компьютер в кабинете. Использую ЦОР «Библиотека Кирилла и Мефодия» - история. |
Результат изменений |
Новые технологии позволили: 1). Повысить качество знаний учащихся по предмету до 75%; 2). Отмечается позитивная динамика участия школьников в НПК различного уровня (муниципального и республиканского – 15 призовых мест; российского – 2);
3). Созданы условия для организации профильного обучения (социально-гуманитарный профиль - 50%); 4). Составлена медиатека учителя, ЦОРы, оборудовано рабочее место учителя с применением электронных носителей; 5). Составлено 6 программ элективных курсов (обучение ведется по 2) и 2 – для кружковой работы; 6). Составлены адоптированные программы, УМК по истории и обществознанию, программы индивидуального развития учащихся. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Инновационный опыт описан и представлен на сайте школы: http://www.21205s15.edusite.ru/, страница «Методика», «Сайты учителей». Опыт обобщался на педагогических советах школы (Протокол №2, 08.11.2007 г.; №4, 10.01.2007 г.; №5 от 29.03.2007 г.). |
III. Описание инновационного опыта учителя |
В своей педагогической деятельности использую разнообразные методики и технологии: развивающее и проблемное обучение (1) проектные и исследовательские технологии (2), что способствует высокому проценту усвоения знаний по предмету, положительной динамике участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня, выборе учащимися социально-гуманитарного профиля в старших классах, затем при поступлении в ВУЗы; возможности выхода за рамки традиционного обучения и использования вариативных программ в обучении и воспитании школьников. Профильное обучение (3) дополняется элективными курсами «За страницами школьных учебников. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию, по истории».
Приоритетной формой работы с учащимися считаю исследовательскую и проектную деятельность.. Используя научно-исследовательскую и проектную методику, определяю цели: 1) расширить и углубить знания учащихся по изучаемым учебным темам и вопросам, выходящим за рамки учебного курса; 2) дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности; 3) формировать умения публичного выступления, отстаивать свою позицию; 4) развить коммуникативные качества личности школьников; 5) находить информацию при наличии разнообразных средств (традиционных - библиотека, архивы; инновационных – сеть Интернет, электронные издания и носители, создание собственных ЦОРов); 5) научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей «защиты»; 6) помочь учащимся выбрать траекторию развития, для дальнейшего обучения в ВУЗе.
Для реализации поставленных целей разработала: 1) программу элективного курса для старших классов «Исследовательская деятельность учащихся при изучении курса истории»; 2) программу исторического кружка для кадетского класса «История России в лицах. X- XV вв.»; 3) программу деятельности школьного музея Боевой славы «Память» и обучения актива музея «Юный экскурсовод».
Технологии научно-исследовательской деятельности использую в работе со старшеклассниками (9-11 классы), проектную – в работе с учащимися среднего звена (5-8 классы). Данные технологии позволили добиться высоких показателей: 15 призовых мест на конференциях и конкурсах различного уровня и направленности, городских и республиканских олимпиадах (2003- 2009 гг.).
Проекты, создаваемые учащимися, позволяют расширить общие компетентности учащихся. Так в работе «Этническое разнообразие Чувашии (на примере национального разнообразия МОУ «СОШ №16» г. Новочебоксарск)», выполненной учащимися 7 и 10 класса, были использованы межпредметные связи (культура родного края, география, литература и чувашская словесность, социология, математика и информатика). С данным проектом школьники выступили на школьной, региональной, республиканской и международной (г. Москва) конференциях, где работа была оценена дипломами 1 степени.
Адаптированные школьные программы по истории и обществознанию предоставляют возможности организации проектной и исследовательской деятельности учащихся как по изученным, так и по малоизученным страницам отечественной истории. Технологии позволяют добиваться хороших результатов: учащиеся, занимавшиеся проектно-исследовательской деятельностью имеют высокий уровень знаний, высокий процент поступления в ВУЗы, высокие результаты выступлений на конференциях; умеют работать в группах, выступать перед общей аудиторией, вести дискуссии, создавать мультимедийные презентации. Методика проектной деятельности позволяет привлечь к работе широкий круг учащихся, т.к. каждый выполняет посильную для него работу и находит способ для самовыражения. |