Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Матричные модели в организации воспитания и обучения. Пустовалова Елена Евгеньевна, учитель истории, права и обществознания МОУ «Лицей №44» г.Чебоксары

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образование»

I. Общие сведения

ФИО автора опыта

Учреждение, в котором работает  автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Пустовалова Елена

Евгеньевна

МОУ «Лицей №44» города Чебоксары, 428037, г.Чебоксары, ул.Баумана, д.10.

Учитель истории, права, обществознания

14 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Матричные модели в организации  воспитания и обучения

Источник изменений

Проектирование системы воспитательной работы в классе для каждого возрастного этапа жизни школьников, ориентированных на решение следующих задач: самопознание, самоопределение, самореализация  и успешная социализация личности.

Идея изменений

Способ  оптимизации образовательного процесса при помощи матричных моделей

Концепция изменений

Концепция изменений основана на применении матричных моделей в технологиях воспитания и обучения в виде организационных схем, представленных в форме таблиц, с помощью которых можно провести многофакторный анализ образовательного процесса и  определить стратегию и тактику его участников.

Условия реализации изменений

Эффективность использования матричных моделей  для педагогов:

1)       Структурирование и систематизация своей работы.

2)       Демонстрация  функциональной грамотности педагога.

3)       Выявление пробелов и способов их восполнения.

4)       Оптимизация временных затрат на этапе оформления документации.

Достоинства  матричной структуры документа:

ü       Всеохватность, способность отразить все стороны процесса или явления.

ü       Универсальность, возможность применения на этапах планирования, анализа, руководства и контроля.

ü       Доступность широкому кругу пользователей.

ü       Легкость тиражирования.

Результат изменений

Созданы  следующие варианты матричных моделей:

ü       «План воспитательной работы классного руководителя», позволяющий классному руководителю экономить время и силы на этапе составления плана, при этом воспитательная работа становится более целенаправленной, системной и плодотворной.

ü       «Портфолио ученика», разработанное с целью формирования собственной индивидуальной образовательной траектории ученика.  Школьникам  достаточно матрицу размножить, заполнить, а потом – дополнять в течение всех лет обучения в школе.

 Данные матричные модели кратки, удобны для восприятия, легко корректируются и универсальны в применении.

Публикации о представленном педагогическом опыте

Тезисы и статья в Фестивале педагогических идей «Открытый урок»: «Матричная модель плана воспитательной работы»

Сайт: http://festival.1september.ru         

III. Описание инновационного опыта учителя

Матричные модели – это идея, которая родилась в процессе размышления над способами оптимизации образовательного процесса.  Что же такое «матрица»?

·         Матрица – нем. Matrize  - источник, начало.

·         Матрица в полиграфии – это пластинка для отливки литер, для изготовления стереотипов.

·         Матрица в математике – это прямоугольная таблица для исследования систем.

·         Матричные модели в экономике – это таблицы, отражающие соотношения затрат и результатов производства.

·         Модель – фр. Modele – лат. modulus мера, образец -  схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе.

Таким образом, применительно к технологиям обучения и воспитания  матричная модель  – это организационная схема, представленная в форме  таблицы, с помощью которой можно провести многофакторный анализ образовательного процесса и  определить стратегию и тактику его участников.

      Чем отличается матрица от обычной таблицы, которая, например, заложена в функциях компьютера?  Это – не вариант оформления документа и даже не результат заполнения таблицы. Матрицу не    з а п о л н я ю т,   а     д о п о л н я ю т,    т.к. основные структурные элементы (части) матрицы – это не формы видов деятельности, а сами действия. У документа с матричной структурой множество достоинств:   конкретность, всеохватность,  универсальность,  доступность, легкость тиражирования, - и практически нет недостатков.  Матричные модели – это продуктивно-полезные материалы, и полезны они именно учителям.

Матрица «План воспитательной работы классного руководителя». Такой план включает все традиционные разделы, но оформлен он нетрадиционно.

Анализ работы за прошлый год – не формальный, а конкретный: какие выдвигались задачи? что получилось? какие обнаружились проблемы?

Матрица «Структурный анализ результатов воспитательной работы в …  классе в … учебном году»

Анализ деятельности классного руководителя по следующим векторам

I. Вектор «классный руководитель – класс».

Статистический анализ

1

Процент успеваемости

 

2

Качество знаний

 

3

Закончили год на «5»/ «4»/ «3» соответственно

 

4

Пропуски уроков: по болезни/по другим причинам/прогулы

 

5

Отсутствие правонарушений

 

6

Подготовлено творческих работ

 

7

Процент участия класса в общешкольных мероприятиях

 

8

Представлено докладов на школьную НПК

 

9

Охват горячим питанием

 

10

Занятость в кружках и секциях

 

11

Количество участников соревнований

 

12

Количество участников конкурсов

 

Качественный анализ

Какие выдвигались задачи

Положительные результаты

Обнаружившиеся проблемы

 

 

 

II. Вектор «классный руководитель – ребенок»

1

Проведенные психолого-педагогические исследования.

 

 

2

Проведенные индивидуальные беседы с учащимися.

 

 

III. Вектор «классный руководитель – родители»

1

Проведенные родительские собрания.

 

 

2

Индивидуальные встречи и тематические консультации с родителями.

 

 

3

Организация совместных мероприятий

 

 

IV. Вектор «классный руководитель – школа»

1

Участие в семинарах и педсоветах.

 

 

2

Поощрения

 

 

V. Вектор «классный руководитель - классный руководитель».

1

Участие в работе объединения классных руководителей:

 

I четверть

 

II четверть

 

III четверть

 

IV четверть

 

2

Проведенные и взаимопосещенные  «открытые» мероприятия

 

 

 

 

3

Согласование действий с другими классными руководителями.

 

 

VI. Вектор «классный руководитель -   опыт».

1.

Проведенное диагностирование воспитательной деятельности классного руководителя.

 

 

2.

Разработанные проблемы.

 

 

3.

Повышение квалификации  в ЧРИО.

 

 

 

VII. Вектор «выход за пределы»

 

 

Характеристика класса дается по группам, например, выделены группы учеников по отношению к учебе, к выполнению поручений, по дисциплине, по здоровью и т.д. Такая структура лаконична, но одновременно и очень информативна, причем эффект от нее двойной: это  и характеристика всего класса, и каждого конкретного ученика.

«Суперплан» - это календарно-тематический план. Его выгодно отличают, во-первых,  стратегия (три направления: «Мы развиваем интеллект», «Мы формируем коллектив», «Мы выбираем здоровый образ жизни»). Во-вторых, - большие временные горизонты (все дела запланированы не только на год, но и с учетом того, что и как по данным направлениям будет делаться в будущем.) В-третьих, за счет принципа «ячеек», - взвешенность (не по принципу «заполнить все», а по принципу «равномерно распределить усилия»). Это – план, который не пылится на полке, а работает целый год. Используется он  и для индивидуальных бесед с родителями (характеристика класса), и в работе с проходящими педагогическую практику студентами (циклограмма классного руководителя). А самое главное – для налаживания системы самоуправления в классе (список поручений с функциональными обязанностями, тематические классные часы, текущие дела и т.д. и т.п.).

Матрица «Портфолио ученика». Везде о портфолио пишут, дают методические рекомендации по поводу того, что должно быть в портфолио, как его оценивать, но готового продукта никто не предлагает. Данный вариант – своего рода унификация в составлении и оформлении портфолио. Эту матрицу ученикам достаточно размножить, заполнить, а потом – дополнять в течение всех лет обучения в школе.

Что дает матричная структура?

ü       Эта идея современна. По большому счету, в основу матричных моделей положена идея модульности. (Если трактовать модуль, как унифицированный функциональный узел, то это как раз о данных матричных моделях). За счет модульности и табличности  модели мобильны.

ü       Матричные модели еще легче, проще можно перенести  и в структуру уроков, на учебный процесс. (Например, зачетная работа в виде матрицы, где предусмотрены определенные тематические ячейки, позволяет проверить не только объем и уровень усвоения материала, но и выявить пробелы в знаниях и умениях учащихся по отдельным образовательным категориям).                                   

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

 

ФИО эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика