Условия реализации изменений |
Эффективность использования матричных моделей для педагогов:
1) Структурирование и систематизация своей работы.
2) Демонстрация функциональной грамотности педагога.
3) Выявление пробелов и способов их восполнения.
4) Оптимизация временных затрат на этапе оформления документации.
Достоинства матричной структуры документа:
ü Всеохватность, способность отразить все стороны процесса или явления.
ü Универсальность, возможность применения на этапах планирования, анализа, руководства и контроля.
ü Доступность широкому кругу пользователей.
ü Легкость тиражирования. |
Матричные модели – это идея, которая родилась в процессе размышления над способами оптимизации образовательного процесса. Что же такое «матрица»?
· Матрица – нем. Matrize - источник, начало.
· Матрица в полиграфии – это пластинка для отливки литер, для изготовления стереотипов.
· Матрица в математике – это прямоугольная таблица для исследования систем.
· Матричные модели в экономике – это таблицы, отражающие соотношения затрат и результатов производства.
· Модель – фр. Modele – лат. modulus мера, образец - схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе.
Таким образом, применительно к технологиям обучения и воспитания матричная модель – это организационная схема, представленная в форме таблицы, с помощью которой можно провести многофакторный анализ образовательного процесса и определить стратегию и тактику его участников.
Чем отличается матрица от обычной таблицы, которая, например, заложена в функциях компьютера? Это – не вариант оформления документа и даже не результат заполнения таблицы. Матрицу не з а п о л н я ю т, а д о п о л н я ю т, т.к. основные структурные элементы (части) матрицы – это не формы видов деятельности, а сами действия. У документа с матричной структурой множество достоинств: конкретность, всеохватность, универсальность, доступность, легкость тиражирования, - и практически нет недостатков. Матричные модели – это продуктивно-полезные материалы, и полезны они именно учителям.
Матрица «План воспитательной работы классного руководителя». Такой план включает все традиционные разделы, но оформлен он нетрадиционно.
Анализ работы за прошлый год – не формальный, а конкретный: какие выдвигались задачи? что получилось? какие обнаружились проблемы?
Матрица «Структурный анализ результатов воспитательной работы в … классе в … учебном году»
Анализ деятельности классного руководителя по следующим векторам |
I. Вектор «классный руководитель – класс». |
Статистический анализ |
1 |
Процент успеваемости |
|
2 |
Качество знаний |
|
3 |
Закончили год на «5»/ «4»/ «3» соответственно |
|
4 |
Пропуски уроков: по болезни/по другим причинам/прогулы |
|
5 |
Отсутствие правонарушений |
|
6 |
Подготовлено творческих работ |
|
7 |
Процент участия класса в общешкольных мероприятиях |
|
8 |
Представлено докладов на школьную НПК |
|
9 |
Охват горячим питанием |
|
10 |
Занятость в кружках и секциях |
|
11 |
Количество участников соревнований |
|
12 |
Количество участников конкурсов |
|
Качественный анализ |
Какие выдвигались задачи |
Положительные результаты |
Обнаружившиеся проблемы |
|
|
|
II. Вектор «классный руководитель – ребенок» |
1 |
Проведенные психолого-педагогические исследования. |
|
|
2 |
Проведенные индивидуальные беседы с учащимися. |
|
|
III. Вектор «классный руководитель – родители» |
1 |
Проведенные родительские собрания. |
|
|
2 |
Индивидуальные встречи и тематические консультации с родителями. |
|
|
3 |
Организация совместных мероприятий |
|
|
IV. Вектор «классный руководитель – школа» |
1 |
Участие в семинарах и педсоветах. |
|
|
2 |
Поощрения |
|
|
V. Вектор «классный руководитель - классный руководитель». |
1 |
Участие в работе объединения классных руководителей: |
|
I четверть |
|
II четверть |
|
III четверть |
|
IV четверть |
|
2 |
Проведенные и взаимопосещенные «открытые» мероприятия |
|
|
|
|
3 |
Согласование действий с другими классными руководителями. |
|
|
VI. Вектор «классный руководитель - опыт». |
1. |
Проведенное диагностирование воспитательной деятельности классного руководителя. |
|
|
2. |
Разработанные проблемы. |
|
|
3. |
Повышение квалификации в ЧРИО. |
|
|
|
VII. Вектор «выход за пределы» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика класса дается по группам, например, выделены группы учеников по отношению к учебе, к выполнению поручений, по дисциплине, по здоровью и т.д. Такая структура лаконична, но одновременно и очень информативна, причем эффект от нее двойной: это и характеристика всего класса, и каждого конкретного ученика.
«Суперплан» - это календарно-тематический план. Его выгодно отличают, во-первых, стратегия (три направления: «Мы развиваем интеллект», «Мы формируем коллектив», «Мы выбираем здоровый образ жизни»). Во-вторых, - большие временные горизонты (все дела запланированы не только на год, но и с учетом того, что и как по данным направлениям будет делаться в будущем.) В-третьих, за счет принципа «ячеек», - взвешенность (не по принципу «заполнить все», а по принципу «равномерно распределить усилия»). Это – план, который не пылится на полке, а работает целый год. Используется он и для индивидуальных бесед с родителями (характеристика класса), и в работе с проходящими педагогическую практику студентами (циклограмма классного руководителя). А самое главное – для налаживания системы самоуправления в классе (список поручений с функциональными обязанностями, тематические классные часы, текущие дела и т.д. и т.п.).
Матрица «Портфолио ученика». Везде о портфолио пишут, дают методические рекомендации по поводу того, что должно быть в портфолио, как его оценивать, но готового продукта никто не предлагает. Данный вариант – своего рода унификация в составлении и оформлении портфолио. Эту матрицу ученикам достаточно размножить, заполнить, а потом – дополнять в течение всех лет обучения в школе.
Что дает матричная структура?
ü Эта идея современна. По большому счету, в основу матричных моделей положена идея модульности. (Если трактовать модуль, как унифицированный функциональный узел, то это как раз о данных матричных моделях). За счет модульности и табличности модели мобильны.
ü Матричные модели еще легче, проще можно перенести и в структуру уроков, на учебный процесс. (Например, зачетная работа в виде матрицы, где предусмотрены определенные тематические ячейки, позволяет проверить не только объем и уровень усвоения материала, но и выявить пробелы в знаниях и умениях учащихся по отдельным образовательным категориям). |