В условиях модернизации российского образования важной задачей становится выявление и поддержка талантливых, одаренных детей и молодежи. Надлежит обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному, качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями.
Без сомнения, формирование устойчивой положительной мотивации у учащихся к учебной деятельности, результативный воспитательный процесс возможны лишь тогда, когда созданы условия для реализации творческих способностей детей. Именно поэтому крайне важно моделировать такую учебно-воспитательную среду на уроках и во внеурочное время, которая обеспечивала бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности. Сегодня все более актуальным становится деятельно-развивающее обучение, которое формирует личные качества учащихся. В современных условиях оно наиболее востребовано, поскольку демократично, гуманно, основано на сотрудничестве и предполагает конкретный результат - социальную ответственность, прочные умения и навыки практической деятельности.
Основными направлениями своей педагогической деятельности считаю:
- развивать у обучающихся умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- совершенствовать умения школьников отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;
- воспитывать готовность каждого ученика к выполнению разных социальных ролей.
Опыт инновационной деятельности основывается на принципах классической педагогики (доступность, посильность, наглядность), системе развивающего обучения истории, созданной В.В.Суховым, в сочетании с идеями Т.М.Феофилактовой о необходимости создания на уроке атмосферы гласности, бесконфликтности, системы обратной связи, равных условий для всех обучающихся. Наиболее эффективной формой организации урока для формирования компетенций школьников являются уроки-практикумы по общественным дисциплинам.
Уроки-практикумы имеют следующую структуру:
1-й этап – организационный, где происходит актуализация знаний школьников. Для этого используются следующие приемы: ассоциация (ученикам предлагается записать в тетради все ассоциации, которые возникают с ключевым словом урока); решение проблемной задачи, опираясь на имеющиеся знания; дискуссия, в ходе которой происходит обмен мнениями, которые фиксируются на доске в виде тезисов. Прием поиска ключевых вопросов к содержанию темы урока.
2-й этап – самостоятельная работа школьников в ходе выполнения заданий практикума. На этом этапе эффективно использование таких приемов, как составить схему, раскрывающую данную тему, заполнить таблицу, обсудить высказывание, сравнить статистические данные
Сопоставить содержание изученной темы с определенным ими на организационном этапе ключевым вопросом.
3-й этап – подведение итогов самостоятельной работы. На этом этапе происходит не только обсуждение, полученных результатов, но и рефлексия изученного материала. Поэтому используются такие приемы, как написание короткого эссе по теме урока, подготовка словаря по данной теме, создание кроссвордов, выступление представителей групп, определение ключевого вопроса к теме.
Результатом целенаправленной внеклассной работы в рамках деятельности творческой лаборатории «Поиск» стала подготовка представителей школы на городской предметной олимпиаде по экономике:
2008 г. – II место – Доронькина А.,10 кл.
III место – Горбачева Е., 11 кл.
по основам предпринимательской деятельности:
2008г. –III место – Тазетдинова Э.,9 кл.
I место – Горбачева Е.,11 кл.
III место – Ярославкина И.,11 кл.
В 2008 г. на открытой республиканской олимпиаде по туризму и краеведению исследовательская работа ученицы 9 кл. Тазетдиновой Эльвиры «Виртуальная экскурсия по святым местам» заняла II место. Творческая работа ученицы 5 «А» класса Кузиной Евгении «Свой среди чужих» отмечена дипломом городского конкурса «Живая старина». Проектная работа учащихся 9 «А» класса – «Теплице - новую жизнь!» получила рецензию городской администрации в рамках конкурса «Сердце отдаю людям!» |