ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образование» |
I. Общие сведения |
ФИО |
Учреждение, в котором работает автор опыта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
Сергеев Сергей Дмитриевич |
МОУ «Гимназия № 1» г. Ядрин |
Учитель истории и обществознания |
16 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Профильное обучение обществознания |
Источник изменений |
Современная школа – школа на подступах к постиндустриальному обществу – требует нового подхода к обучению в общеобразовательной школе. Вместе с тем существующая действительность предъявляет нам ряд противоречий, среди которых существенными являются и 1) требование фундаментальности знаний, владение навыками научно-исследовательской деятельности наряду с опасностью экстенсивного пути развития школьной системы, неминуемо чреватого для здоровья молодого поколения; 2) существующий разрыв между процессами обучения в общеобразовательной и высшей профессиональными школами; 3) предлагаемая единотипная система образования и существующая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся. |
Идея изменений |
В связи с этим переход к профильному обучению предусматривает следующие основные цели:
- создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися научных дисциплин в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- обеспечение целенаправленного углубленного изучения определенных учеником общеобразовательных предметов;
- обеспечение преемственности общего и профессионального образования; устранение расхождения в требованиях, предъявляемых к подготовке выпускников в общеобразовательной школе и абитуриентов в вузе;
- воспитание умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях.
|
Концепция изменений |
Преимуществом профильного обучения обществознания является:
- междисциплинарная интеграция, охватывающая курсы школьных предметов истории, экономики, мировой художественной культуры, культуры родного края, а также ряда общественных дисциплин, и содействующая становлению целостного мировоззрения;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов и т.д.);
- личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход.
Таким образом, профильное обучение обществознания предполагает всесторонне раскрытие когнитивных способностей учащихся.
Вместе с тем данная форма работы предполагает значительную трудоемкость деятельности учителя на первичном этапе, предполагающем разработку программы и формирования списка необходимой учебной литературы. Успехи обучения могут быть значительно ограничены при сохраняющейся для части учеников проблемы доступности Интернета.
|
Условия реализации изменений |
Профильное обучение обществознания проводится в рамках Ядринского учебного округа, охватывающего средние учебные заведения г. Ядрин: «Гимназию № 1», СОШ № 2, СОШ № 3.
Преподаватель – учитель высшей категории, обладатель Гранта Президента РФ лучшим учителям страны 2008 г., в декабре 2008 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» |
Результат изменений |
- высокий процент поступления выпускников в вузы гг. Чебоксар, Казани, Н. Новгорода, Москвы, С. Петербурга;
- безболезненная адаптация к учебной деятельности в высших учебных заведениях; успешное продолжение исследовательской деятельности в вузах страны. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
|
III. Описание инновационного опыта учителя |
Курс в рамках профильного курса по обществознанию предназначен для ознакомления учащихся 10 – 11-х классов с важнейшими идеями философии, рассматривающими развитие человека и общества. Для обучения автором подготовлена программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» (рецензенты: к. и. н. Павлов В. А. и к.п.н. Данилов С. Б.).
Лекции посвящаются большей частью обобщениям, наиболее сложным и тонким вопросам, а также изложению материала, не изложенного подробно в школьных учебных пособиях. Выдерживается принцип "что могут прочитать сами ученики, не следует пересказывать на лекциях". Лекционный курс состоит из следующих разделов: «Метафилософия», «Онтология, гносеология и эпистемология», «Социальная философия», «Философская антропология», «Аксиология» и «Философия истории».
Обучение предполагает достаточный объем самостоятельной работы учащихся как по печатаной литературе, так и использование электронных ресурсов, в частности, сайта http://ihtik.lib.ru/lib_ru_philosbook_22dec2006.html. Результат самостоятельной работы предоставляется во время семинарских занятий.
В то же время материал ориентирован и на базовую программу – программу-минимум, помогая тем самым использовать полученные знания при написании экзаменационного эссе. |