ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Тренюшева Тамара Муратовна |
МОУ «Кувакинская гимназия», 429812 Чувашская Республика, Алатырский район, с. Кувакино, ул. Пролетарская 1 |
Учитель истории и обществознания |
18 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Деловые игры на уроках экономики |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Деловые игры создавались для оказания помощи руководителям в принятии наиболее рациональных решений на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, приближенная к действительности, при этом ставится проблемная ситуация. В ходе игры среди участников распределяются роли. Различие ролевых целей и наличие общей задачи игрового коллектива помогает создавать атмосферу реальных отношений между коллегами и ту обстановку, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
На данном этапе деловые игры получили очень широкое распространение в обучении учащихся в школе, так как являются педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и даёт возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки. Широкое применение мною в практике преподавания экономики деловых игр направлено на решение комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных
умений, дают возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Применение в преподавании деловых играх позволяет дать не только знания, но и бесценный опыт. Кроме того, с помощью деловых игр можно тренировать такие важные качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации.
Ведь основной задачей современной школы считается не просто обучение – получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать всё то, что накоплено: знания, особенности характера, личностные качества. То есть воспитание успешного человека |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Условием интенсификации учебной деятельности путем применения ролевых игр на уроках экономики является поддержание постоянного высокого интереса у учащихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки |
Результат изменений |
Ученики принимают активное участие в предметных районных олимпиадах и занимают призовые места, становятся победителями и призерами творческих конкурсов, научно-практических конференциях районного и республиканского уровней. Из года в год вырастает процент учащихся, выбравших профессиональное обучение в ВУЗах гуманитарного профиля |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
|
III. Описание инновационного опыта учителя |
На уроках экономики я провожу деловые игры как перед лекционными занятиями, так и после прочтения цикла лекций. В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе слушания лекций по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес. Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе лекционных занятий, происходит их закрепление.
При организации деловой игры на уроках экономики я обязательно придерживаюсь следующих положений:
Ø правила игры должны быть простыми и хорошо отработанными;
Ø формулировка заданий в игре предельно доступна пониманию учащихся;
Ø действует принцип «играют все»;
Ø учёт результатов игры должен быть открытым;
Ø игра заканчивается на уроке с обязательным получением результатов.
Желательно, чтобы учитель прошел специальную курсовую подготовку, что значительно облегчило бы ему работу. Мне повезло, я принимала участие в работе семинаров, организованных Международным Центром Экономического и Бизнес Образования и Национальным Советом по Экономическому Образованию США. В ходе работы этих семинаров учителя имели возможность побывать в роли учеников, стать участниками деловых игр, приобретая неоценимый опыт. В случае, если у учителя отсутствует подобная возможность, то поможет большое количество пособий по проведению экономических деловых игр, которые были изданы в последнее время – Л.Б.Азимов и др. «Преподавание экономики в школе», Ю.Н.Корлюгова и др. «Деловые игры по экономике», Ю.А.Гущев «Экспресс-аренда», А.В.Мунтян «Увлекательно об экономике», Ю.В.Геронимус «Игра, модель, экономика»,МОУ «Экономическая школа» г. Бердск, учебно-методическое пособие по организации деловых игр экономической тематики «Поиграем в экономику»… . При этом важно отметить, что игры – довольно гибкий инструмент, который можно использовать как полностью, так и частями, приспосабливая к возрасту учащихся и целям обучения, а также дополнять и творчески развивать практически любую игру.
При подготовке и проведении деловых игр каждый учитель сталкивается с трудностями, которые никоим образом не должны его останавливать, так как они все решаемы. Так, например, большие затраты времени при подготовке к игре. Важно отметить, что это только на первых порах. К тому же имеется возможность привлечь учащихся уже к этому этапу работы. Наличие материальных затрат вполне объяснимо – приобретение всего необходимого для проведения игры, к тому же дети нуждаются в стимуле. В данном случае можно найти спонсоров (ими могут быть и родители), можно приобретать более дешёвые принадлежности (бумага для заметок на игру «Бумажная фабрика»). А прекрасным стимулом для ученика может послужить и оценка, которая напрямую зависит от производительности участия в игре. Для сельских школ проблемой может стать и малая накопляемость в классах. Здесь можно посоветовать проводить в случае необходимости игру, объединяя два класса (например, 10 и 11 классы).
|
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
Опыт учителя распространен в форме открытых уроков, мастер-классов, выступлений на семинарах для педагогов района. |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Долгова Галина Дмитриевна, руководитель РМО учителей истории, 8353124146, г.Алатырь, ул.Ленина,29 |