ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Челноков Юрий Алексеевич |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением иностранных языков» г. Новочебоксарска Чувашской Республики
429955, Чувашская Республика,
г. Новочебоксарск, ул. Комсомольская, д.18 |
Учитель истории и обществознания |
20 лет |
II.Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Изучение «трудных» тем на уроках истории |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Новые требования к образованию:
необходимость развития универсальных компетентностей, позволяющих гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, приближающих образовательные результаты к современной социальной жизни. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Цель ИПО – помочь ученику решать любые возникающие в его жизни задачи, постоянно расширяя свои знания и умения. Для достижения этой цели используется проблемно – диалогическое обучение (образовательная технология), игровые технологии, проектная технология, опорные схемы. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
По сравнению с традиционной системой, лучше развиваются логика и интуиция, осознанность и подсознание, догадка и рассуждение, происходит снятие стрессообразующих факторов учебного процесса. |
Условия реализации изменений (включая личностно – профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Компьютерный кабинет, электронные учебники, интернет-ресурсы. Знание предмета, владение современными технологиями, педагогический опыт (стаж работы), высшая категория. |
Результат изменений |
§ Формирование основных учебных навыков, навыков работы с различными источниками информации;
§ Формирование прочных, осознанных знаний, выходящих за рамки программы, повышение качества знаний;
§ Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в группе. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Элементы представленного ИПО описаны в статьях:
Челноков Ю.А. «Рыцарский турнир (урок истории в 6 классе)».- «Народная школа», 2006 г. №6, с.91-96. Челноков Ю.А. «Применение опорных схем на уроках истории Древнего мира». - «Народная школа», 2007 г. №5, с. 35-36. Челноков Ю.А. «Колесо истории»,- Сайт Издательского дома «Первое сентября» http:// festival.1 September. ru. Челноков Ю.А. «Колесо истории», - Сборник «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2007/2008 учебный год: Книга 1. – М.:ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2008, с.310. |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Изучая историю, мы можем понять разнообразие современного мира, связывая различные исторические факты и явления в целостную картину. Для этого надо научиться выделять главное, обобщать, сравнивать и группировать полученные сведения, выявлять причины и следствия событий, давать и обосновывать нравственную оценку событий. Все это вызывает большие трудности у учащихся. Преодолению этих трудностей помогает проблемный диалог. Урок изучения нового начинается с создания проблемной ситуации. Ученики выявляют содержащееся в ней противоречие и формулируют учебную проблему урока. Ученики предлагают свои версии, гипотезы решения проблемы. С помощью вопросов учителя вспоминают, какие изученные понятия и факты пригодятся при решении учебной проблемы. Совместно определяется план ее решения (план урока). В соответствии с планом происходит поиск решения проблемы. Ученики индивидуально и в группах, устно и письменно выполняют задания. Порядок выполнения продуктивного задания: 1) осмыслите задание (объясните своими словами, что требуется); 2) найдите информацию, нужную для выполнения задания (текст); 3) преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ (выделить главное, найти причину, обосновать свою позицию и т.д.); 4) запишите, если необходимо, решение (таблица, список, текст и т.д.); 5) составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что…; потому что; во-первых…; во-вторых,… и т.д.; 6) дайте полный ответ, не рассчитывая на наводящие вопросы. По выполнении каждого задания формулируется вывод: как новые знания помогают решить основной вопрос (учебную проблему).
Решению поставленных задач на уроках истории способствуют также игры. Игра позволяет обеспечить ненасильственное усвоение знаний. Присутствующая в игре состязательность способствует усилению интереса к обучению. Широко применяются мной такие игры, как «Умники и умницы» и «Колесо истории».
В освоении «трудных» тем помогают опорные конспекты и схемы. Они способствуют осознанному восприятию материала, осмысленному запоминанию, развитию познавательной деятельности, помогают в подготовке домашних, заданий. Опорные конспекты и схемы ориентированы на зрительные ощущения, образные представления, что позволяет достичь лучшего осмысления учебного материала. Метод опорного конспекта основан на выделении в учебном материале главного, существенного, предназначенного для запоминания и воплощение его в рисунке. Назначение опорных конспектов и схем в том, чтобы создать у школьников четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний, помочь разобраться в его структуре, выделить главное, существенное в излагаемом материале, показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания урока, помочь учащимся осмыслить и запомнить основной материал. У детей работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. |