ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Васильева Елена Корниловна |
МОУ «Новоачакасинская ООШ» Канашского района ЧР |
Учитель изобразительного искусства и ритмической гимнастики |
11 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Создание условий для сохранения здоровья учащихся при разучивании танцев на уроках ритмической гимнастики. |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Источник изменений - противоречие между требованием сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью условий подготовки здорового, образованного и разносторонне развитого поколения в общеобразовательной школе. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется в контексте здоровьесберегающих образовательных технологий, рассматриваемых и как совокупность приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников, и как качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся.
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО заключается в разработке условий организации профилактики заболеваний школьников, формирования у них потребности в физической активности, здоровом образе жизни средствами ритмической гимнастики. Методическим средством организации оздоровительной работы со школьниками является использование нетрадиционных оздоровительных средств. При проведении уроков ритмической гимнастики в процессе музыкально-пластической деятельности создавать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья ребенка, развития его индивидуальности и различных способностей: телесно-кинестических, музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Концепция изменений предполагает создание на уроках ритмической гимнастики максимального оздоровительного эффекта на основе принципов вариативности разминки по кругу, по четыре и разучивания танцев, принципа регулярности и систематичности их проведения; принципа задействования эмоционально-ценностной сферы личности школьника. Трудоемкость ИПО раскрывается через построение системы педагогических задач: Разработка танцевальных движений, танцев и их регулярное обновление, разработка авторской образовательной программы, обучение педагогов и родителей приемам использования нетрадиционных средств оздоровительной работы - танцевальной терапии. Мониторинг физического развития и уровня заболеваемости учащихся; диагностика функционального состояния организма младшего школьника и мотивационной сферы учащихся; создание методического пособия и т.д. Данная методика возможна к тиражированию в любом ОУ на разных ступенях школьного образования, в ДОУ при условии прохождения педагогом специального обучения. Методика может быть эффективна только в условиях регулярности и систематичности ее применения с тем, чтобы формировать у учащихся потребность в физическом самосовершенствовании. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
1.Технология обучения в сотрудничестве (в парах), знание методики и владение опытом исполнения движений (шаг-галоп, шаг польки, шаг-подскок, шаг-менуэт, шаг-вальс, хороводные рисунки и шаги, plie, releve, bt-tandeu),
умение ориентироваться на сценической площадке и в репетиционном зале (право, лево, вперед, назад и т.д.);
умение выполнять все элементы ритмики и танцевальные элементы.
2. Знание музыкальных размеров 2/4, 3/4, 4/4, понимание их отличия;
знание истории возникновения разучиваемых танцев;
знание правил этикета прошлых веков и понимание их взаимосвязи с современностью;
понимание особенностей народной хореографии;
умение отличать танцы 2/4 от 3/4 и 4/4;
опыт участия в концертных и праздничных мероприятиях школы.
3. Умение использовать в повседневной жизни элементы коррекционных гимнастик, дыхательных гимнастик, самомассажа, релаксационного тренинга
Васильева Е.К. – опытный классный руководитель, победитель ПНПО (2008 г.); лауреат конкурса «Учитель года– 2003», имеет международный сертификат по работе с маргинальной молодежью, победитель конкурса «Учитель прояви себя» |
Результат изменений |
1. Положительная динамика учебных достижений – повышение качества обучения до 95 %. 2. Учащиеся становятся неоднократными лауреатами районных творческих конкурсов 3. Уровень здоровья учащихся улучшился.4.Положительное отношение к ЗОЖ. 5.Здоровый нравственно- психологический климат в ОУ стал выше. 6. Улучшились межличностные отношения.
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Работа передана в журнал «Народная школа» |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы предполагает консолидацию всех усилий, нацеленных на формирование и укрепление здоровья учащихся. Одной из составляющих проблемного поля здоровьесберегающей педагогики является проблема организации физической активности учащихся, профилактика заболеваемости. Эффективный путь решения этой проблемы — создание условий для сохранения здоровья учащихся при разучивании танцев на уроках ритмической гимнастики.
Современный школьник испытывает дефицит движений. Уроки физкультуры и физкультпаузы на уроках не всегда восполняют его в полной мере. Двигательная активность - важный фактор профилактики многих заболеваний и укрепления здоровья школьников. Занятия танцем и ритмикой, танцевальные движения оказывают влияние на физическое и психологическое развитие человека. Уроки ритмической гимнастики снимают стресс, укрепляют мышечную систему, корректируют отклонения от нормы физического развития, повышают жизненный тонус, формируют систему знаний о здоровом образе жизни.
Основная форма - групповое занятие. Упражнения корригирующих гимнастик, танцевальные этюды составляются так, чтобы они были универсальны, полезны, доступны и интересны всем детям. Индивидуальные задания в игровой форме допустимы для отдельных участников во время изучения тем «Игры и творчество», «Экзерсис» (исходя из норм развития ребенка). Но на уроке учитель не должен разделять класс по способностям и норме здоровья. Все дети в равной степени вовлекаются в учебный процесс. Сочетание теории и практики используется при изучении тем: «Введение» - изучается музыкальная грамота; «Танцевальные этюды» - учитель знакомит детей с историей того или иного танца; «Игры» - ребята играют в народные игры на улице и в классе и т.д.
Особенностью всей программы является планомерное изучение и повторение основных двигательных элементов из урока в урока. Из года в год. Такой тренинг позволяет не только совершенствовать исполнительское мастерство, но и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.
Все уроки строятся по одной схеме. Каждый урок охватывает изучение всех тем.
Схема урока:
- организационный момент (вход в зал, построение по линиям, поклон-приветствие), 2 мин.;
- введение - знакомство детей с новым материалом (теоретическая часть), 3 мин.;
- экзерсис по кругу (перестроения), 5 мин.;
- экзерсис на середине, 5 мин.;
- дыхательная и пальчиковая гимнастики, 5 мин.;
- танцевальный этюд, 10 мин.,
- игры-танцы, творческие задания, 5 мин.,
- релаксация, 3 мин.;
- подведение итогов урока, поклон 2мин.
Танцевальные этюды, этюды экзерсиса составляются так, чтобы во время их выполнения решался комплекс задач.
Каждый урок для ребенка – это не только процесс приобретения новых навыков, но и волнительный этап жизни. Танцевальные этюды и упражнения под веселую музыку с хлопками это не только процесс приобретения новых навыков, но и волнительный этап жизни. Танцевальные этюды и упражнения под веселую музыку с хлопками и припевками отвлекают от переживаний. Снять стресс помогают расслабляющие и релаксационные упражнения, дыхательная и пальчиковая гимнастики, самомассаж. |
IV. Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
Данный опыт конкретизирует обозначенные в нормативных документах направления, которые формируют здоровый образ жизни подрастающего поколения танцевальными упражнениями и танцем, наполняя их реальным содержанием – нетрадиционными оздоровительными средствами. Данный ИПО безусловно имеет не только здоровьесберегающий эффект, что видно из показателей его результативности, но и воспитывающий эффект, выражающийся в самоопределении педагогов, учащихся и их родителей в отношении способов физического самосовершенствования, основных характеристик здорового образа жизни. Положительная результативность опыта позволяет говорить о возможности его использования в практике образовательных учреждений всех типов.
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Иванова Светлана Силовна, заведующий сектором по организационно – методической работе управления образования администрации Канашского района , 429300 г. Канаш, ул. Пушкина, д.15, 8 903 06526 08, (8-83 533) 2-24-48, kan_ruo@kanash.cap.ru
|