Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Переход к новым условиям образовательной деятельности - от авторитарной педагогики к демократическим методам обучения, одному из основных инструментов гуманного воздействия на школьника, обеспечивающий сбережение его здоровья |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность изменений в организации учебного и воспитательного процесса, в создании в школе и на уроке атмосферы, расковывающей детей, снятии по возможности всех стресообразующих факторов образовательного процесса. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Основной принцип здоровьесберегающей технологии - принцип психологической комфортности пребывания ученика в школе, которая предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование. |
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. К сожалению, не все факторы, внутришкольные и внешние, далеко не всегда оказывают положительное влияние на здоровье ученика. Авторитарные методы обучения, характерные для советской школы (страх и подавление личности), оказывали значительный вред здоровью детей. Сегодня необходим постепенный переход всего учительства к новым демократическим методам работы. Основными задачами на пути достижения указанной цели считаю:
· формирование благоприятного морально – психологического климата в ученическом коллективе, снятие по возможности всех стресообразующих факторов образовательного процесса, создание в школе и на уроке атмосферы, расковыващей детей;
· оптимизацию уровня образовательной нагрузки каждого ученика. В одном классе, как правило, занимаются дети с разной степенью физической подготовленности и состояния здоровья, поэтому для каждого ученика на уроке определяется своя доза физической нагрузки;
· проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий с учащимися, использование малых форм физического воспитания ( проведение пеших и велосипедных походов, экскурсий, спортивных игр на свежем воздухе и т.д.)
· реализация системы профилактических мероприятий. Это могут быть проведение бесед о здоровом образе жизни, показ видеофильмов о вреде алкоголя, курения и наркомании, проведение тематических классных часов с приглашением специалистов-медиков;
· организация системы психологической помощи учащимся. Данное положение особенно актуально для таких маленьких школ, как наша, где нет штата специалиста-психолога. С этой целью в своей работе практикую проведение тестирования психофизического состояния учащихся, которая помогает оперативно выявлять имеющиеся проблемы и, самое главное, оперативно их разрешать. С этой целью провожу индивидуальную работу с тем или иным учеником. При этом очень важно, чтобы отношения между учеником и учителем были доверительные, иначе никакая работа не будет иметь смысла;
· вовлечение всех детей, имеющих желание, в работу секций и кружков. На протяжении 20 лет мною проводятся занятия спортивной секции и кружка «Настольный теннис». Двери кружка и секции открыты для каждого. Причем главное во внеклассной работе - это психологическая комфортность, которая способствует укреплению эмоционального состояния воспитанников, а значит, и повышению их работоспособности и творческой активности.
Большую помощь в использовании здоровьесберегающей технологии могут оказывать родители. Задача учителя – превратить родителей в своих союзников и помощников.
Очень важную роль в здоровьесберегающей технологии имеет личность учителя, его доброта, человечность, преданность делу. Они становятся важными нравственными, познавательными, личностными ориентирами для воспитанников. Главное правило, которому я следую при работе с детьми, это правило «сделай так, чтобы ребенку стало полезно находиться в школе, чтобы он совершенствовался и физически, и духовно». |