ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
приоритетного национального проекта «Образования» |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Кириллов Владимир Райнольдович |
429295, Чувашская Республика, Янтиковский район,
д. Индырчи, ул. Николаева, д.1 МОУ «Индырчская СОШ» |
Преподаватель основ безопасности жизнедеятельности |
12 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного педагогического опыта |
Интеграция общего и дополнительного образования детей: программа воспитания и обучения «Юный турист» (программа интегрированных занятий по физической культуре, ОБЖ и туризму) |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Повышение умственной нагрузки учащихся при снижении двигательной активности. Необходимость отвлечь детей от улицы, заинтересовать, увлечь интересным делом, отучить подростков от вредных привычек, наполнить жизнь детей яркими красками и показать, как можно жить по-другому.
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Принцип программы: обучение детей безопасному нахождению в природной среде и социуме. Как показывает опыт, детский туризм – лучшее средство организации досуга для детей, особенно для детей «трудных». Главным условием успешного обучения и воспитания является правильный отдых. Наиболее оптимальный отдых – активный. Туризм способствует не только активному отдыху, но и всестороннему развитию личности ребенка. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Навыки полевой жизни, непосредственный контакт с живой природой, поисковая работа дают положительные результаты в формировании основ здорового образа жизни, нравственности |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Соответствующее материально – техническое обеспечение, высокий профессионализм педагога |
Результат изменений |
Воспитание трудолюбия учащихся, физическое совершенствование, закалка характера, приобретение необходимых прикладных навыков, подготовка к труду, к защите своей Родины. Существование походной группы воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость, вырабатываются умения действовать в экстремальных ситуациях, рождается серьёзное отношение к жизни и к друзьям. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Статья «Роль семьи в приобщении детей к физической культуре и спорту» в сборнике материалов по межвузовской научно - практической конференции «Семья в современном обществе: от традиции к инновациям», Чебоксары, ЧГУ, 2008 г. |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Силами и средствами дополнительного образования детей можно оказать действенную помощь общеобразовательной школе в углублении знаний и умений по предметам школьного курса. На курс «Основы безопасности жизнедеятельности» отводится не более 36 часов. За это время можно только изучить теоретические вопросы безопасного поведения. А вот выработать умения действовать в экстремальных ситуациях можно только на практике, во внеурочное время.
Туристско-краеведческая деятельность - одно из важнейших средств воспитания учащегося. Ее цели и задачи не ограничиваются чисто "туристическими" и "краеведческими". С ней связаны и другие социально-педагогические, культурные цели и задачи. В качестве главной: формирование здорового образа жизни и физической культуры личности, воспитание патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, приобщение учащихся к краеведческой и поисково – исследовательской деятельности, воспитание нравственной, экологической культуры, изучение и сохранение культурного наследия региона, выработка умений действовать в экстремальных ситуациях.
Особенно ценным в туризме является фактор непрерывности смены объектов познавательной деятельности, обеспечиваемый тем, что турист постоянно попадает в самые различные ситуации, которые требуют от него определенных навыков восприятия, заставляют его творчески мыслит и принимать самостоятельные решения.
Применяю широкий круг как традиционных, так и новых направлений, форм и методов работы. К их числу относятся:
- использование новых моделей организации спортивных, туристических соревнований, которые предусматривают существенную модификацию их программы («Полоса препятствий», «Пожарно – тактическая полоса», «Поисково – спасательные работы», «Маршрут выживания», «Ориентирование», «Организация быта в полевых условиях»), системы определения победителей, состава участников, и т.д;
- разнообразные формы информационной, просветительской, пропагандистской работы в области туризма, краеведения, физической культуры и спорта;
- усиление игровой направленности физкультурно-спортивной, туристической, краеведческой работы с детьми, учитывая, во-первых, огромный гуманистический культурный потенциал игры и, во-вторых, особую значимость и привлекательность игровой деятельности для детей и молодежи и т.д. |