Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Педагогические условия формирования самостоятельной деятельности учащихся на уроках физической культуры. Ливанов Владимир Константинович, учитель физической культуры МОУ «Лицей-интернат им.Г.С.Лебедева» г.Чебоксары

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Ливанов Владимир Константинович

МОУ «Лицей-интернат им.Г.С.Лебедева»

г.Чебоксары, ул.Гражданская, д.54, 428023

Учитель физической культуры

27 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

«Педагогические условия формирования самостоятельной деятельности учащихся на уроках физической культуры»

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Несоответствие педагогических условий на уроках физической культуры новой программной установке (содействие целостному развитию ученика посредством обучения самостоятельной деятельности). Основными пороками традиционного обучения  на уроках физической культуры являются:

  • лоскутный принцип подачи и усвоения учебного материала;
  • отчужденность учащихся от высших регулятивных и контрольных функций в обучении.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных  или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Преодоление основных пороков  традиционного обучения  на уроках физической культуры на основе интеграционного использования идей и принципов диалектической логики как всеобщей схемы деятельности (А.М. Минасян, Э. В. Ильенков, В.В.Давыдов), теории поэтапного формирования понятий и действий (П.Я.Гальперин) и теории коллективного обучения (В.К.Дьяченко).

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Обучение самостоятельной деятельности  на уроках физической культуры строится в соответствии с логикой восхождения от общего и простого к  частному и сложному, и обратно на основе понятия «осанка», выражающего  наиболее устойчивые и типичные черты основной вертикальной позы людей, воспроизводимой в повседневной жизни.  Данное понятие пронизывает все стороны предмета, содержит в себе в зародышевом виде все его противоречия, является его «клеточкой», ориентирующей во всем его специфическом материале. Анализ осанки, как исходная ступень восхождения, выявляет взаимное расположение основных звеньев тела человека, относительно вертикали, что выражает специфику анализа всех его поз и движений. Следовательно, обучение анализу осанки – это ключ к самостоятельному построению осознанной «ориентировочной основы» (П.Я.Гальперин) и всех физических упражнений.

     Таким образом, обучение самостоятельной деятельности  на уроках физической культуры строится с опорой на третий (высший) тип ориентировки (т.е. с опорой на осознание и усвоение общего способа построений действий), что является необходимым ( но ещё недостаточным) условием обретения учащимися подлинной самостоятельности в изучаемой сфере. Данный тип обучения позволяет учащимся воспринимать изучаемый материал (физические упражнения) как целостную систему, произрастающей из одного основания (как древо из семени). Это против лоскутного принципа, характерного для традиционного обучения  на уроках физической культуры. Вместе с тем это открывает дорогу к использованию на уроках коллективного способа обучения (совместный анализ новых  физических упражнений, определение общих целей и способов их реализации, взаимоконтроль и оценка в парах сменного состава, систематическое проведение дежурными учениками учебно-тренировочных занятий в малых группах) и, соответственно – к преодолению отчужденности учащихся от высших регулятивных функций в обучении.

      Новизна предлагаемой концепции изменений педагогических условий, при которых формирование самостоятельной деятельности учащихся   на уроках физической культуры происходит более успешно,  заключается:

  • в построении обучения в соответствии с логикой восхождения от общего и простого к  более частному и сложному, и обратно на основе понятия «осанка»;
  • в опоре   на третий (высший) тип ориентировки, где делается акцент на обучение анализу, осознание и усвоение  общего способа построений действий;
  • в систематическом использовании коллективного  способа обучения.

      Ограничителем здесь является исходное понятие, охватывающее ту или иную образовательную область. Главная трудность и риск заключаются в нахождении и определении этого понятия.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Реализация данной концепции предполагает неразрывное единство указанных трёх педагогических условий в  формирования самостоятельной деятельности учащихся   на уроках физической культуры, требует от учителя хороших и систематических знаний учебного материала, умения проводить его анализ и своевременно передавать всё более сложные руководящие и контрольные функции самим учащимся. Для усвоения данного педагогического опыта требуется продолжительное (не менее года) и непрерывная совместная работа на уроках с наставником (носителем нового опыта). 

Результат изменений

Более высокий уровень знаний, умений и навыков учащихся (средний балл не менее 4), их способность к самостоятельной коллективно-распределенной физкультурно-оздоровительной деятельности, значительная экономия сил учителя.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Опубликован под названием «Целостное развитие ученика на уроках физической культуры».  Журнал «Народная школа», 2007г., №4, стр.51-56.

III. Описание инновационного опыта учителя

     Процесс обучения самостоятельной деятельности на уроке  физической культуры в новых педагогических условиях начинается следующим образом.

     Учитель вешает плакат с изображением основных типов осанки. Он предлагает детям рассмотреть его и, подумав, сказать, что здесь изображено. Нередко дети дают правильный ответ, но если этого не происходит, учитель помогает им. Затем он предлагает детям выбрать такую осанку, которую они хотели бы иметь у себя. Как правило, дети выбирают правильную (нормальную) осанку, обосновывая это тем, что «она красивая». Учитель одобряет выбор детей и при этом добавляет, что выбранная ими осанка не только красива, но полезна для здоровья, а значит помогает успешно учиться и в связи с этим её  ещё называют «позой отличника». Дети невольно пытаются принять эту позу, что свидетельствует о достижении цели первого этапа работы с материалом (мотивация).

     Сущность второго этапа – анализ и выявление ориентировочной основы предстоящих действий (определение цели и способов её реализации). Учитель предлагает детям сравнить выбранную ( правильную) осанку с другими её типами по расположению отмеченных на них точек (ушная, плечевая, большого вертела и латеральной лодыжки). Чтобы это было доступно детям, учитель медленно проводит указкой по линии, которая соединяет отмеченные точки. Дети прослеживают движения указки и в результате обнаруживают, что у  правильной осанки, в отличии от других, все отмеченные точки располагаются на одной вертикальной линии. Учитель сообщает, что для этого нужно держать голову прямо, плечи свободно опустить и  развернуть, живот слегка втянуть и выпрямить ноги в коленьях.

      Далее (третий этап) учитель предлагает детям «исследовать» состояние осанки друг у друга и если обнаружатся отклонения, попытаться  исправить их. Вначале он демонстрирует это с одним из учеников, а затем организует работу всего класса в парах сменного состава, где один из учеников выполняет привычную для него стойку, а другой оценивает его осанку, сообщает об отклонениях и помогает исправить их. Затем они меняются ролями. Состав пар меняется 5-6 раз.

       Общая продолжительность работы с материалом, при умелой её организации, составляет 8-10 минут. Остальное время урока отводится подвижным играм (в дальнейшем это время постепенно будет заполняться тренировочной работой с использованием гимнастики, легкой атлетики, спортигры и т.д.). В заключительной части урока учитель задаёт детям вопросы: «С чем новым мы ознакомились на сегодняшнем уроке?», «Какие типы осанок мы теперь знаем?», «Какую осанку можно считать правильной?», «Для чего нам нужна правильная осанка?». Здесь же детям даётся домашнее задание «исследовать» состояние осанки у своих близких и научить их этому.

        В ходе выполнения учебных заданий на уроках и в домашних условиях, связанных с осанкой, дети обнаруживают, что не у всех у них она соответствует принятому образцу. Они узнают также, что некоторые дефекты осанки не поддаются исправлению изученным способом, требуют других средств и  более продолжительного отрезка времени. Эти противоречия – источник развития зарождающейся деятельности и мотивации на усвоение последующего материала.

         Выше изложенные этапы работы характерны для изучения всего учебного материала по усвоению самостоятельной деятельности на уроках физической культуры.    

         В последующем материале (основные положения и движения тела и  его частей, ОРУ, строевые упражнения и т.д.) осанка уже не разделяется на составляющие  элементы, в нем она сама представлена в качестве элемента и охватывается вниманием в целом и разом (автоматизированный контроль). Такая же судьба и у всех других изучаемых действий, когда они пройдут отработку в парах сменного состава и включаются в более сложные действия. Соответственно все более возрастает и единица анализа, вплоть до все более сложных тренировочных циклов. Параллельно с этим учитель планомерно передает учащимся и все более ответственные функции по управлению коллективно-распределенной деятельности.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

Данный опыт рекомендуется для изучения и  распространения на республиканском уровне, но для его усвоения необходимо достаточно продолжительная (не менее года) и непрерывная совместная работа на уроках с её автором (В.К. Ливановым).

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Борисенок Владимир Геннадьевич

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика