ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования» |
I.Общие сведения |
Ф.И.О. автора работы |
Учреждение, в котором работает
автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием
преподаваемого предмета или
выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Бакланова Марина Анатольевна |
МОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары
428025 Чувашская Республика
г.Чебоксары, ул.Эльгера, д.24
Конт.тел.45-20-84
E-mail: chebgimnazia1@mail.ru
http: www.21202s02.edusite.ru. |
Учитель начальных классов
(предмет «Окружающий мир») |
5 лет (с сентября 2003 года) |
II.Сущностные характеристики опыта |
Тема инновационного
педагогического опыта |
Развивающие игры и занимательные задания на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников. |
Источник изменений
(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной
деятельности и др.) |
Источник изменений: 1) частные противоречия между новыми требованиями к результатам освоения программ общего среднего образования и существующей предметной методикой и УМК начального звена, рассчитанной на 1 час в неделю. 2) противоречие между необходимостью формирования у младших школьников познавательных интересов как основы для эффективного освоения содержания образования среднего звена и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации поисково-исследовательских моделей обучения на младшей ступени школьного образования. Актуальность изменений продиктована потребностью государства, общества и семьи в программах развивающего образования повышенного уровня, а также воспитания успешного в жизни подрастающего поколения. Новые средства обучения: использование аудио-, видео- и мультимедийной техники, компьютера, оборудованной магнитной доски, комплекта оборудования для проведения практических заданий (опытов), разработанных тестовых занимательных заданий, развивающих игр и комплекта рабочих тетрадей для учащихся начальной школы. Новые условия образовательной деятельности: 1) Применение современных педагогических и воспитательных технологий (личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, проектная, здоровьесберегающие, интерактивная, индивидуализации обучения, игровые технологии и др.). 2) Использование продуктивных индивидуальных и групповых методов, создающих условия для развития способностей, заложенных в каждом ребенке, познавательных интересов и умения самостоятельно творчески осваивать новые способы деятельности в разных сферах человеческой культуры. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО заключается в использовании новых образовательных технологий на уроке окружающего мира и во внеурочной деятельности. Внедрение и использование инновационных технологий позволяет развить познавательный интерес к окружающему миру, повышение активности детей на уроках и внеурочной деятельности, повысит уровень самостоятельности, логического мышления, памяти, внимания, что способствует успешности в обучении.
Изменения в содержании образования: 1) развитие интеллектуальной сферы обучающихся через развивающие игры и занимательные задания, поисково-исследовательскую деятельность и проектное обучение. 2) расширение кругозора учащихся, выходящих за рамки программы (ежегодные школьные научно-практические конференции младших школьников «Дорога открытий» с 2006 года, городские НПК «Юный магистр» с 2007 года, республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся «Excelsior» (2007 г.), Региональный этап IV Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» (2008 г.), фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября» г. Москва (2007-2008 учебный год). 3) проведение нестандартных, интегрированных уроков: урок-блок («Явления природы»), уроки-путешествия («В царстве грибов», «В пустыне»), уроки-экскурсии («Московский Кремль»), уроки-игры («Город и село»), урок-сказка («Осенние изменения в природе») и т.д. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Концепция изменений предполагает систематическое применение игровых методов и поисково-исследовательского подхода в обучении младших школьников через занимательную поисково-творческую деятельность на уроках, во внеурочной и внеклассной работе. Новизна ИПО: наряду с традиционными методами обучения широко применяются проектные методы, занимательные тестовые задания, составление кроссвордов, викторин на различные темы, использование электронных учебных пособий. Игровые, интерактивные, проектные технологии и технология индивидуализации обучения способствуют повышению интереса к предмету, развитию познавательных интересов к окружающему миру и развитию творческих и интеллектуальных способностей.
Ограничения возникают в связи с недостатком времени для подготовки уроков и внеурочных мероприятий, связанных с использованием коммуникативно-информационных технологий. Определенные трудности вызваны процессом подбора и оформления учебного материала. Риски ИПО могут возникнуть при снижении профессиональной подготовленности и компетентности, педагогического мастерства. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Личностно-ориентированное развивающее обучение имеет место во всех видах деятельности: урочной, кружковой и внеурочной на протяжении всей работы. Комбинация элементов традиционных методов с инновационными подходами: наличие наглядности, использование аудио- , видео- и мультимедийной техники, компьютера, использование электронных учебных пособий, применение педагогики сотрудничества, проектной, здоровьесберегающих, интерактивных и игровых технологий. Проведение презентаций поисково-исследовательской деятельности. Высокий уровень мотивации к познавательной деятельности. Созданные условия для творческой работы, занятия интересным делом в результате проведения развивающих игр и занимательных заданий по окружающему миру на уроках и внеурочной деятельности разовьет желание познать новое, умение применить в жизненной практике результатов своих трудов, гордость за свои успехи.
Непрерывное повышение своего педагогического мастерства. Являюсь классным руководителем 3 «А» класса. На уроках, кружковой и внеклассной деятельности строю равенство и партнерство в субъект - субъектных отношениях учителя, учащихся и родителей. Уважение достоинства ребенка, создание высокой мотивации обучения. Совместно с участниками учебно-воспитательного процесса вырабатываю цели, содержание, даю оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, соуправления. Разработала рабочую учебную программу по курсу «Окружающий мир» во 2-4 классах с учетом специфики работы в начальных классах и план работы НОУ по подготовке к олимпиадам и НПК. Выступаю с докладами на заседаниях методобъединений («Занимательные задания по изучению природы и их роль в учебном процессе учащихся начального звена»). Провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия на городских и республиканских семинарах («Дюймовочка - 2003», уроки-путешествия «В царстве грибов», «В пустыне») для учителей и зам. директоров начального звена городской и республиканской педагогической ассоциации учителей. С 2006 года была организатором и руководителем научно-практической психолого-педагогической конференции младших школьников гимназии «Дорога открытий» в тесном сотрудничестве с факультетом управления и психологии, кафедрой социальной психологии и менеджмента ЧГУ им. И.Н.Ульянова. Была участником III съезда психологов Чувашии, где выступила с докладом «Союз семьи и школы в духовно-нравственном развитии ребенка». Принимала участие в 41-й (2007 г.) и 42-й (2008 г.) научных студенческих (региональных) конференциях в ЧГУ им. И.Н.Ульянова, где выступила с докладами «Психолого-педагогический аспект воспитания детей младшего школьного возраста» и «Научно-проектная деятельность младших школьников». Проведен телемост (ВКС) учащихся 4-х классов по проектной деятельности с учащимися начальной школы г. Орел. (09.02.2008 г.). III место в номинации «Мое педагогическое кредо» на районном профессиональном конкурсе «Учитель года – 2005». Победитель ПНПО (2008). |
Результат изменений |
Внешняя результативность ИПО (за последние пять лет): 1 ученик стал призером районной олимпиады по природоведению (II место 2004 г.); 4 ученицы стали победителями районного финала интеллектуально - познавательной игры для 3-4 классов «Край родной» в рамках муниципальной городской программы «Мы - чебоксарцы» (I место 2004-2005 учебный год); 2 ученика стали победителями I городской научно-практической конференции младших школьников «Юный магистр - 2007» (два I места); 2 ученика стали победителями на Республиканской конференции-фестивале творчества обучающихся «Excelsior» (II и III место 2007 г.); 3 ученика стали призерами на II городской НПК младших школьников «Юный магистр» (два II места и III место 2008 г.); 3 ученика стали победителями Регионального этапа IV Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» (2008 г.); 2 ученика были награждены дипломами за участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября» г. Москва (2007-2008 учебный год http://portfolio.1september.ru).
Внутренняя результативность ИПО:
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.
1. Качество знаний:
В 2004-2005 учебном году – 95,6 %.
В 2005-2006 учебном году - 96 %.
В 2006-2007 учебном году - 98 %.
2. Средний балл по преподаваемому предмету «Окружающий мир» при окончании начальной школы:
В 2004-2005 учебном году – 4,2 балла.
В 2005-2006 учебном году - 4,4 балла.
В 2006-2007 учебном году - 4,4 балла.
3. Уровень обученности:
В 2004-2005 учебном году –100 %.
В 2005-2006 учебном году - 100 %.
В 2006-2007 учебном году - 100 %.
Позитивная динамика достижений учащихся начального звена, участников школьной НПК младших школьников «Дорога открытий», где была научным руководителем детских исследовательских работ, за последние три года.
В 2004-2005 учебном году – 9 человек: I место- 4, II место – 3, III место – 2 ученика.
В 2005-2006 учебном году - 8 человек: I место- 4, II место – 2, III место – 2 ученика.
В 2006-2007 учебном году - 22 человека: I место- 12, II место – 8, III место – 2 ученика.
Результаты в образовательном процессе: 1) Организация эффективного взаимодействия учителя, учащихся и родителей.
Результаты обучения: 1) Улучшение качества знаний. 2) Повышение мотивации в учебно-познавательном процессе. 3) Формирование творческих способностей, познавательного интереса к любой деятельности, навыков самоанализа, умения осмысленно работать, умения и навыков в научно-исследовательской деятельности. 4) Повышение уровня самостоятельности, логического мышления, внимания с опорой на имеющиеся знания, умения и навыки.
Результаты в здоровьесберегающей составляющей: повышение интереса к процессу обучения (использование современных технологий, наглядность, эмоциональность, яркость, научность, возможность учесть особенности каждого ребенка). |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
1. Прикладная психология и духовно-нравственные ценности современной изменяющейся России. Сборник статей и тезисов РПО ЧГУ/ Под общ. ред. А.Н.Захаровой.- Чебоксары: издательский дом «Пегас», 2006 (тезисы
«Союз семьи и школы в духовно-нравственном развитии ребенка», с.86 - 89).
2. Год духовного просвещения и наследие И.Я.Яковлева . материалы Яковлевских чтений 25 апреля 2006 / Отв. С.И.Соловьева. – Чебоксары: издательство ЧРИО (тезисы «Союз семьи и школы в духовно-нравственном развитии ребенка», с.22-25).
3. Прикладная психология в реализации приоритетных национальных проектов. Сборник статей и тезисов РПО ЧГУ/ Под общ. ред. А.Н.Захаровой.- Чебоксары: издательский дом «Пегас», 2007 (тезисы «Психолого-педагогический аспект воспитания детей младшего школьного возраста», с. 121-123).
4. Праздник после уроков (статья в журнале «Народная школа» №6 - 2007, с. 90 – 93).
5. Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «В царстве грибов» на сайте ассоциации учителей Чувашской Республики 2007 г. (http:// www. auchr.ru.)
6. Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «В царстве грибов» (статья в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2007/2008 учебного года на сайте Фестиваля - http://festival.1september.ru ,
на компакт-диске и в сборнике тезисов г. Москва). |
III.Описание инновационного опыта учителя |
Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения (И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, К.Д.Ушинский, Н.А.Корф, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Ш.А.Амонашвили и т.д.). Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: 1) избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); 2) проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); 3) активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер); 4) активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова). Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом связан с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Опыт предполагает решение следующих задач: построение процесса познания на уроке и внеурочной деятельности так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия; формирование положительных мотивов учебной деятельности, познавательного интереса; развитие интеллектуальной сферы обучающихся через развивающие игры и занимательные задания, поисково-исследовательскую деятельность и проектное обучение; расширение кругозора учащихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету.
Данный опыт предполагает наряду с традиционными методами обучения активно использовать проектные методы, занимательные тестовые задания, составление кроссвордов, викторин на различные темы, использование электронных учебных пособий. Игровые, интерактивные, проектные технологии и технология индивидуализации обучения способствуют повышению интереса к предмету, развитию познавательных интересов к окружающему миру и развитию творческих и интеллектуальных способностей. Проводятся нестандартные, интегрированные уроки: урок-блок («Явления природы»), уроки-путешествия («В царстве грибов», «В пустыне»), уроки-экскурсии («Московский Кремль»), уроки-игры («Город и село»), урок-сказка («Осенние изменения в природе») и т.д.
Проводимая работа дала хороший показатель качества знаний учащихся, высокий уровень обученности и достижений учащихся младшего школьного возраста, выходящих за рамки школьной программы. |
IV.Экспертное заключение |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) |
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|