Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Развивающие игры и занимательные задания на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников. Бакланова Марина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I.Общие сведения

Ф.И.О. автора работы

Учреждение, в котором работает

автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием

преподаваемого предмета или

выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Бакланова Марина Анатольевна

МОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары

428025 Чувашская Республика

г.Чебоксары, ул.Эльгера, д.24

Конт.тел.45-20-84

E-mail: chebgimnazia1@mail.ru

http: www.21202s02.edusite.ru.

Учитель начальных классов

(предмет «Окружающий мир»)

5 лет (с сентября 2003 года)

II.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного

педагогического опыта

Развивающие игры и занимательные задания на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников.

Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной

деятельности и др.)

Источник изменений: 1) частные противоречия между новыми требованиями к результатам освоения программ общего среднего образования и существующей предметной методикой и УМК начального звена, рассчитанной на 1 час в неделю. 2) противоречие между необходимостью формирования у младших школьников познавательных интересов как основы для эффективного освоения содержания образования среднего звена и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации поисково-исследовательских моделей обучения на младшей ступени школьного образования. Актуальность изменений продиктована потребностью государства, общества и семьи в программах развивающего образования повышенного уровня, а также воспитания успешного в жизни подрастающего поколения. Новые средства обучения: использование аудио-, видео- и мультимедийной техники, компьютера, оборудованной магнитной доски, комплекта оборудования для проведения практических заданий (опытов), разработанных тестовых занимательных заданий, развивающих игр и комплекта рабочих тетрадей для учащихся начальной школы. Новые условия образовательной деятельности: 1) Применение современных педагогических и воспитательных технологий (личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, проектная, здоровьесберегающие, интерактивная, индивидуализации обучения, игровые технологии и др.). 2) Использование продуктивных индивидуальных и групповых методов, создающих условия для развития способностей, заложенных в каждом ребенке, познавательных интересов и умения самостоятельно творчески осваивать новые способы деятельности в разных сферах человеческой культуры.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в использовании новых образовательных технологий на уроке окружающего мира и во внеурочной деятельности. Внедрение и использование инновационных технологий позволяет развить познавательный интерес к окружающему миру, повышение активности детей на уроках  и внеурочной деятельности, повысит уровень самостоятельности, логического мышления, памяти, внимания, что способствует успешности в обучении.

Изменения в содержании образования: 1) развитие интеллектуальной сферы обучающихся через развивающие игры и занимательные задания, поисково-исследовательскую деятельность и проектное обучение. 2) расширение кругозора учащихся, выходящих за рамки программы (ежегодные школьные научно-практические конференции младших школьников «Дорога открытий» с 2006 года, городские НПК «Юный магистр» с 2007 года, республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся «Excelsior» (2007 г.), Региональный этап IV Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» (2008 г.), фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября» г. Москва (2007-2008 учебный год). 3) проведение нестандартных, интегрированных уроков: урок-блок («Явления природы»), уроки-путешествия («В царстве грибов», «В пустыне»), уроки-экскурсии («Московский Кремль»), уроки-игры  («Город и село»), урок-сказка («Осенние изменения в природе») и т.д.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений предполагает систематическое применение игровых методов и поисково-исследовательского подхода в обучении младших школьников через занимательную поисково-творческую деятельность на уроках, во внеурочной и внеклассной работе. Новизна ИПО: наряду с традиционными методами обучения широко применяются проектные методы, занимательные тестовые задания, составление кроссвордов, викторин на различные темы, использование электронных учебных пособий. Игровые, интерактивные, проектные технологии и технология индивидуализации обучения способствуют повышению интереса к предмету, развитию познавательных интересов к окружающему миру и развитию творческих и интеллектуальных способностей.

Ограничения возникают в связи с недостатком времени для подготовки уроков и внеурочных мероприятий, связанных с использованием коммуникативно-информационных технологий. Определенные трудности вызваны процессом подбора и оформления учебного материала. Риски ИПО могут возникнуть при снижении профессиональной подготовленности и компетентности, педагогического мастерства.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Личностно-ориентированное развивающее обучение имеет место во всех видах деятельности: урочной, кружковой и внеурочной на протяжении всей работы. Комбинация элементов традиционных методов с инновационными подходами: наличие наглядности, использование аудио- , видео- и мультимедийной техники, компьютера, использование электронных учебных пособий, применение педагогики сотрудничества, проектной, здоровьесберегающих, интерактивных и игровых технологий. Проведение презентаций поисково-исследовательской деятельности. Высокий уровень мотивации к познавательной деятельности. Созданные условия для творческой работы, занятия интересным делом в результате проведения развивающих игр и занимательных заданий по окружающему миру на уроках и внеурочной деятельности разовьет желание познать новое, умение применить в жизненной практике результатов своих трудов, гордость за свои успехи.

Непрерывное повышение своего педагогического мастерства. Являюсь классным руководителем 3 «А» класса. На уроках, кружковой и внеклассной деятельности строю равенство и партнерство в субъект - субъектных отношениях учителя, учащихся и родителей. Уважение достоинства ребенка, создание высокой мотивации обучения. Совместно с участниками учебно-воспитательного процесса вырабатываю цели, содержание, даю оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, соуправления. Разработала рабочую учебную программу по курсу «Окружающий мир» во 2-4 классах с учетом специфики работы в начальных классах и план работы НОУ по подготовке к олимпиадам и НПК. Выступаю с докладами на заседаниях методобъединений («Занимательные задания по изучению природы и их роль в учебном процессе учащихся начального звена»). Провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия на городских и республиканских семинарах («Дюймовочка - 2003», уроки-путешествия «В царстве грибов», «В пустыне») для учителей и зам. директоров начального звена городской и республиканской педагогической ассоциации учителей. С 2006 года была организатором и руководителем научно-практической психолого-педагогической конференции младших школьников гимназии «Дорога открытий» в тесном сотрудничестве с факультетом управления и психологии, кафедрой социальной психологии и менеджмента ЧГУ им. И.Н.Ульянова. Была участником III съезда психологов Чувашии, где выступила с докладом «Союз семьи и школы в духовно-нравственном развитии ребенка». Принимала участие в 41-й (2007 г.) и 42-й (2008 г.) научных студенческих (региональных) конференциях в ЧГУ им. И.Н.Ульянова, где выступила с докладами «Психолого-педагогический аспект воспитания детей младшего школьного возраста» и «Научно-проектная деятельность младших школьников». Проведен телемост (ВКС) учащихся 4-х классов по проектной деятельности с учащимися начальной школы г. Орел. (09.02.2008 г.). III место в номинации «Мое педагогическое кредо» на районном профессиональном конкурсе «Учитель года – 2005». Победитель ПНПО (2008).

Результат изменений

Внешняя результативность ИПО (за последние пять лет): 1 ученик стал призером районной олимпиады по природоведению (II место 2004 г.); 4 ученицы стали победителями районного финала интеллектуально - познавательной игры для 3-4 классов «Край родной» в рамках муниципальной городской программы «Мы - чебоксарцы» (I место 2004-2005 учебный год); 2 ученика стали победителями I городской научно-практической конференции младших школьников «Юный магистр - 2007» (два I места); 2 ученика стали победителями на Республиканской конференции-фестивале творчества обучающихся «Excelsior» (II и III место 2007 г.); 3 ученика стали призерами на II городской НПК младших школьников «Юный магистр» (два II места и III место 2008 г.); 3 ученика стали победителями Регионального этапа IV Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» (2008 г.); 2 ученика были награждены дипломами за участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября» г. Москва (2007-2008 учебный год  http://portfolio.1september.ru).

Внутренняя результативность ИПО:

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.

1.      Качество знаний:

В 2004-2005 учебном году – 95,6 %.

В 2005-2006 учебном году -  96 %.

В 2006-2007 учебном году -  98 %.

2.      Средний балл по преподаваемому предмету «Окружающий мир» при окончании начальной школы:

В 2004-2005 учебном году –  4,2 балла.

В 2005-2006 учебном году -  4,4 балла.

В 2006-2007 учебном году -  4,4 балла.

3.      Уровень обученности:

В 2004-2005 учебном году –100 %.

В 2005-2006 учебном году - 100 %.

В 2006-2007 учебном году - 100 %.

Позитивная динамика достижений учащихся начального звена, участников школьной НПК младших школьников «Дорога открытий», где была научным руководителем детских исследовательских работ, за последние три года.

В 2004-2005 учебном году – 9 человек: I место- 4, II место – 3, III место – 2 ученика.

В 2005-2006 учебном году - 8 человек: I место- 4, II место – 2, III место – 2 ученика.

В 2006-2007 учебном году - 22 человека: I место- 12, II место – 8, III место – 2 ученика.

Результаты в образовательном процессе: 1) Организация эффективного взаимодействия учителя, учащихся и родителей.

Результаты обучения: 1) Улучшение качества знаний. 2) Повышение мотивации в учебно-познавательном процессе. 3) Формирование творческих способностей, познавательного интереса к любой деятельности, навыков самоанализа, умения осмысленно работать, умения и навыков в научно-исследовательской деятельности. 4) Повышение уровня самостоятельности, логического мышления, внимания с опорой на имеющиеся знания, умения и навыки.

Результаты в здоровьесберегающей составляющей: повышение интереса к процессу обучения (использование современных технологий, наглядность, эмоциональность, яркость, научность, возможность учесть особенности каждого ребенка).

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1. Прикладная психология и духовно-нравственные ценности современной изменяющейся России. Сборник статей и тезисов РПО ЧГУ/ Под общ. ред. А.Н.Захаровой.- Чебоксары: издательский дом «Пегас», 2006 (тезисы

«Союз семьи и школы в духовно-нравственном развитии ребенка»,  с.86 - 89).

2. Год духовного просвещения и наследие И.Я.Яковлева . материалы Яковлевских чтений 25 апреля 2006 / Отв. С.И.Соловьева. – Чебоксары: издательство ЧРИО (тезисы «Союз семьи и школы в духовно-нравственном развитии ребенка», с.22-25).

3. Прикладная психология в реализации приоритетных национальных проектов. Сборник статей и тезисов РПО ЧГУ/ Под общ. ред. А.Н.Захаровой.- Чебоксары: издательский дом «Пегас», 2007 (тезисы «Психолого-педагогический аспект воспитания детей младшего школьного возраста», с. 121-123).

4. Праздник после уроков (статья в журнале «Народная школа» №6 -  2007, с. 90 – 93).

5. Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «В царстве грибов» на сайте ассоциации учителей Чувашской Республики 2007 г. (http:// www. auchr.ru.)

6. Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «В царстве грибов» (статья в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2007/2008 учебного года на сайте Фестиваля -  http://festival.1september.ru ,

на компакт-диске и в сборнике тезисов г. Москва).

III.Описание инновационного опыта учителя

             Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения (И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, К.Д.Ушинский, Н.А.Корф, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Ш.А.Амонашвили и т.д.).  Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: 1) избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); 2) проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); 3) активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер); 4) активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова). Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом связан с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

            Опыт предполагает решение следующих задач: построение процесса познания на уроке и внеурочной деятельности так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия; формирование положительных мотивов учебной деятельности, познавательного интереса; развитие интеллектуальной сферы обучающихся через развивающие игры и занимательные задания, поисково-исследовательскую деятельность и проектное обучение; расширение кругозора учащихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету.

           Данный опыт предполагает наряду с традиционными методами обучения активно использовать проектные методы, занимательные тестовые задания, составление кроссвордов, викторин на различные темы, использование электронных учебных пособий. Игровые, интерактивные, проектные технологии и технология индивидуализации обучения способствуют повышению интереса к предмету, развитию познавательных интересов к окружающему миру и развитию творческих и интеллектуальных способностей. Проводятся нестандартные, интегрированные уроки: урок-блок («Явления природы»), уроки-путешествия («В царстве грибов», «В пустыне»), уроки-экскурсии («Московский Кремль»), уроки-игры  («Город и село»), урок-сказка («Осенние изменения в природе») и т.д.

          Проводимая работа дала хороший показатель качества знаний учащихся, высокий уровень обученности и достижений учащихся младшего школьного возраста, выходящих за рамки школьной программы.

IV.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

 

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика