В условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности, проектная деятельность
содержит огромный развивающий потенциал. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая
или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников. Творческий проект является итоговой учебно-трудовой
работой учащихся, активизирующей их деятельность.
1 и 2 классы – коллективные проекты учителя и учащихся, учащихся и родителей;
3 и 4 классы – коллективные проекты учащихся и индивидуальные проекты учащихся.
Именно у второклассников эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которое предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребёнок хочет что-то создать, поднять свой имидж.
Что важно в выполнении творческих проектов?
Сформулировать идею продукта, в котором есть потребность. Неэффективно изготавливать изделия, которые никому не нужны.
Главное в проектной деятельности – повысить уверенность у школьников в том, что они могут создать красивые вещи, сохранить их индивидуальность, умение самостоятельно что-то создавать.
Проектная деятельность в школе не может рассматриваться как самоцель (в смысле её направленности на подготовку специалистов-проектировщиков). Она является исключительным по своей эффективности средством развития у школьников способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности.
Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором.
Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно если речь идет о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить,
что такое проект? Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой
проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Мы сами должны быть увлеченным человеком, знать и любить что-
то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как мы это любим.
Иными словами, идея направила учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря
решению теоретически и практически уже значимой проблемы. Результат будет внешний, его можно увидеть, создать самим.
А вот результат внутренний заметишь не сразу — он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.
Учащийся проявляет свои общеучебные навыки и умения: работа со справочной литературой, реферирование, пользование текстовым
редактором, публичное выступление.
Данный опыт предполагает активное использование проектных технологий как на уроках (исследовательские проекты), так и во внеуроч-
ной деятельности (разработка сценариев и проведение мероприятий по этим сценариям, создание социальных проектов).
Диагностика уровня сформированности проектной деятельности младших школьников осуществляется на основе наблюдения за поведени-
ем детей в ситуациях, требующих исследовательского поведения, выражающегося в демонстрации умений видеть проблемы, задавать вопро-
сы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения.
|