От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Всё это обеспечивает проблемно-диалогическая технология как основной способ введения нового знания, которую я использую на уроках. На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят, и, следовательно, активнее формируют мышление и речь? На каком осуществляют творческую деятельность, и, значит, обретают творческие способности? Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? Я убедилась: только на проблемном уроке. Даже далёкому от педагогики человеку ясно, что дети усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.
Процесс «производства» новых знаний о мире на проблемном уроке включает четыре звена:
- Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);
- Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);
- Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)
- Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)
Существуют три основных метода постановки проблемы: побуждающий и подводящий диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом. Различие этих методов в характере учебной деятельности школьников и в развивающем эффекте. Побуждающий диалог обеспечивает творческую деятельность и развивает речь и творческие способности. Подводящий диалог формирует логическое мышление и речь учащихся. Но все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию.
Традиционный урок обеспечивает репродуктивное усвоение знаний. Проблемный урок сначала накрывает школьника волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний. Для ребят это «учение с увлечением», значительно снижающее нервные нагрузки. Таким образом, именно проблемный урок проводится с использованием здоровьесберегающей технологии.
Использование проблемно-диалогической технологии при ведении нового знания требует от учителя интеллектуально-творческих усилий, увеличение затрат времени на подготовку урока, ведь проблемный диалог каждый раз надо придумывать. Но всё это окупается тем, что данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает глубокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся. Проводимая мной работа показала результативность использования данной технологии на качестве знаний учащихся, уровне обученности и достижений учащихся младшего школьного возраста, выходящих за рамки школьной программы.
Ценность данного опыта можно выразить словами: «Теперь я не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»
|