III. Описание инновационного опыта учителя
Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы развития познавательных интересов. Чтобы добиться желаемого результата я в своей работе использую нетрадиционные формы, к ним я отношу интегрированные уроки. Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии.
Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.
Интеграция является эффективным средством обучения на основе более совершённых методов, приёмов, форм и новых технологий в учебном – воспитательном процессе. Эта система обучения включает в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели. Интеграция способствует снятия перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителю осуществить объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения.
Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:
1. Предельной чёткостью, компактностью, сжатостью, большой информативной ёмкостью учебного материала;
2. Логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
Интегрированные уроки имеют определённые преимущества: повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; способствует развитию устной и письменной речи, способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания; позволяют систематизировать знания; способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся .
На мой взгляд, достоинства таких уроков очевидны, но превращать их в главную форму работы вряд ли целесообразно. Ведь такие уроки требуют серьёзной подготовки, что приводит к большим потерям времени учителя и учеников. Злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения. Альтернативой этим недочётам должны стать педагогическое мастерство учителя и осознание им того, что межпредметные связи при систематическом и целенаправленном осуществлении – это объективное требование современного процесса обучения.
|