Особый интерес представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере интегрированного проекта «Устами внуков и правнуков».
Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутришкольный, индивидуальный, средней продолжительности.
Основой для деятельности послужили исследовательские работы учащихся «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны Работа над проектом проводилась в 2007-2008 годах. Выбор темы определялся следующими факторами:
· рассказы родных- свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;
· исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
· возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;
· разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
· работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.
Конечным продуктом проекта стали эссе об истории своих семей в грозные годы войны. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.
Цели и задачи проекта:
· создать целостное представление об истории Великой Отечественной войны;
· выяснить связи между историей семьи и историей страны;
· повысить интерес к изучению истории;
· вызвать чувство гордости за своих предков;
· формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;
· способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Мы разделили время работы на несколько этапов.
Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.
У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.
У тех ребят, которые плохо знают историю семьи, проекты получились бедными, вымученными. В них превалировала теоретическая часть. Однако, даже эти ученики многому научились в процессе своей проектной деятельности: проводить исследование, оформлять и представлять доклад, анализировать его и т. д.
Некоторые проекты оказались настолько интересными, что их материалы были опубликованы в брошюре « Устами внуков и правнуков», т.е. результат действительно получился практическим. |