Афанасьева Октябрина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Большевыльская СОШ» Аликовского района
А.С.Грин «Алые паруса»
Тема: «В ожидании чуда…»
Цели и задачи урока:
1) познакомить учащихся с новым именем в литературе;
2) дать учащимся представление об особенностях романтизма как художественного метода;
3) учить выделять и анализировать изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, символы и т.д.);
4) развивать устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение.
Оборудование:
1) слайды
2) фрагменты фильма «Алые паруса»
3) рисунки, выполненные учениками.
Эпиграфы к уроку: «…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками» (А.Грин).
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон).
Ход урока
1. Слово учителя
Сегодня мы с вами поговорим о мечте. Мечта есть у каждого – у кого-то она реальная и земная, кто-то может только надеяться, что его мечта сбудется. Любой человек верит, что когда-нибудь наступит прекрасный день исполнения желаний. Замечательный писатель Александр Грин рассказал историю исполнившейся мечты.
(слайд №1) Вся жизнь А.С.Грина (Гриневский) была подчинена мечте, он оставался верен ей в самых тяжелых жизненных испытаниях, она согревала ему душу и помогла не обозлиться в мелочной суетливости серых будней. Первое слово, которое прочитал будущий писатель в пятилетнем возрасте, было «море». А в восемь лет у мальчика появилась мечта – увидеть мир, путешествуя на корабле. И эта мечта сбылась…
(слайд №2)А.С.Грин родился в1880 году в Вятке, в бедной семье. Саша рано начал читать книги о путешествиях, мореплавателях, охотниках. Когда ему было 13 лет, умерла мать. В своей жизни перепробовал много ремесел: был переписчиком, переплетчиком, чертежником. В 16 лет его жизнь круто изменилась. Однажды на пристани он увидел двух матросов. С этих пор мечты о морской службе не покидали его, манили в дорогу, и он уезжает в Одессу. Но жизнь сурова. Он долго ходил, просился матросом, но его, хилого юношу, не брали.
Лишь однажды Александру повезло, и его взяли учеником без жалованья, но карьера моряка не удалась.
Уехал он на Урал, работал золотоискателем, плотником, лесорубом, долго скитался по России, и чтобы хоть как-то прокормиться, идет в солдаты.
Все видел А.Грин: и войну, и тюрьму, и тиф. Но до конца своих дней остался в душе романтиком, мечтателем, прекрасным человеком.
Сегодня мы обратимся к творчеству этого писателя, к его рассказу «Алые паруса».
Повесть «Алые паруса» - это повесть о мечте, о людях красивых и необычных, отличающихся особой душевной теплотой. Она написана ярким, живым языком, напоминает сказку, герои которой живут, творя добро.
2. Работа над произведением (слайд №3)
Сам писатель называет своё произведение феерией.
1)Что же значит слово «феерия»?
2) С чего начинается повествование?
3) Из-за чего умерла жена Лонгрена?
4) Где развиваются события?
(Ученики говорят о печальной истории: смерть Мери из-за людской черствости и непорядочности Меннерса. События происходят на берегу моря, которое в романтических произведениях является символом свободы, стихии, приключений, простора, мечты.)
5) Охарактеризуйте жителей Каперны.
(Злые, грубые, жестокие люди, они могут соврать, их раздражает необычность Лонгрена и Ассоль.)
6) Назовите главных героев повести.
7) Кто такой Артур Грей? Какие необычные поступки он совершает?(слайд №4)
(Его мир отличается от мира его родителей. Эпизод с картиной, изображающей распятие Христа, уход из родительского дома за мечтой.)
8) Кто такая Ассоль? (слайд №5) (…тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый муслин с розовыми цветами. Полудетское, в светлом загаре лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ…»; «В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной, прекрасной неправильности. Одна была – дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов…»)
9) Кто истинные друзья Ассоль?( Старые деревья, она сама похожа на цветок.)
Посмотрим эпизод первой встречи Грея и Ассоль. (фрагмент из фильма №1)
10) Зачем Грей расспрашивает об этой девушке?
Зачем покупает дорогой шелк в Каперне?
С какой целью нанимает музыкантов?
( Грей увидел в Ассоль такое же сердце, как и у самого, полюбил и захотел воплотить мечту Ассоль)
11) Какой эпизод в повести можно считать кульминационным?
( Появление корабля с алыми парусами)
(фрагмент из фильма №2)
Чтение отрывка по тексту от слов « «Секрет» в это время огибал небольшой мыс» и до слов « Счастье сидело в ней пушистым котенком».
«Теперь мы отойдем от них, зная, что им нужно быть вместе одним. Много на свете слов на разных языках и разных наречиях, но всеми ими, даже и отдаленно, не передать того, что сказали они в день этот друг другу». Какой прием использует автор, чтобы подчеркнуть значимость их встречи? (Инверсия «в день этот».)
12) Символом чего являются алые паруса? (слайд №6)
( Это символ сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными силами. Алый цвет – символ любви.)
13) Как эпиграфы к уроку связаны с образом алых парусов?
( Писатель говорит читателям, что нужно быть верным своей мечте, сохранять в себе чистую душу, нужно делать чудеса своими руками, приносить счастье людям, а это сделает счастливым и нас самих.)
- Вывод учителя. У человека должна быть мечта. Далекая или близкая, она всегда манит и заставляет двигаться ей навстречу. Самые светлые, самые радостные мечты приходят к нам в детстве. И во многом от нас самих зависит, остаются они на протяжении всей жизни, исполнятся или исчезнут в небытие.
- Домашнее задание. Написать сочинение на одну из предложенных тем:
- «Алые паруса» моей мечты.
- Герои-мечтатели А.Грина.
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
Использованные ресурсы:
- А.Грин. Алые паруса. М., Дет. лит., 1988 г.
- А.Грин. Бегущая по волнам. Чеб., Чув. Кн. Издат., 1988 г.
- Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах. М., «Дрофа».,2001 г.
- Энциклопедия для детей /т.7/ , Искусство., М., «Аванта +», 2006 г.
- http: //lit. 1 september. ru/2002/31/6. htm