Семенова Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №59 г. Чебоксары»,
категория высшая, стаж работы – 35 лет
Чем прежде всего должен заниматься современный учитель? Всем, кто имеет дело с учащимися, понятно, что учитель – это прежде всего воспитатель. В наше время, когда дети зачастую (и не стоит этого скрывать!) принадлежат себе, когда старшим воспитателем становится улица и компьютерные игры, школьный учитель, как воин, выходит на борьбу за человеческую душу – душу ребенка, своего ученика. И мне хотелось бы поделится со своими коллегами тем, что удалось сделать в этом вопросе за 17 лет работы в качестве руководителя литературной студии «Говорящее перо».
Вопрос в том, быть в школе №59 г. Чебоксары данной студии, не стоял ребром. Просто я искала очередной способ заинтересовать детей, увлечь их полезным делом. Студия создавалась на базе общеобразовательного класса, не слишком дисциплинированного, не слишком способного. Дети как дети, тем более, что основная часть класса – мальчики. Начали с сотрудничества с газетой «Школьники», куда отправляли стихи, статьи, рассказы.
И завертелось-закружилось колесо творчества… Оказалось, что детям всегда так не хватает общения. А ты, учитель, тут, рядом, готовый поддержать беседу о наболевшем, «рассеять тучи», «подставить костыль». Ведь не секрет, что дети заражаются нашими «болезнями». А мне всегда было интересно с листом бумаги и мыслями… О чем? О главном в этом мире, о прекрасном вокруг, о добре и зле, и почему они так взаимопереходящи. Чтобы приступить к стиху или прозе, нужно много передумать, попереживать, чем-то «загореться», чем-то от сердца возмутиться и очароваться. А иначе никакого произведения не получится, хоть как старайся.
Темы, которые выносила и выношу на обсуждение, самые животрепещущие, философские, наболевшие: «Трудно ли быть честным?», «В чем смысл жизни?», «В мире добра и зла», «Ступеньки в небо», «Терпеть или бороться» и для более младшего возраста: «Почему мне весело?», «Отчего я грущу?», «Трудно ли быть взрослым…», «Я в стране детства» и др. После осмысления того, что главное в этой теме, после постановки проблемных вопросов и определения идеи будущего рассуждения ребята приступают к написанию работы. Причем разного жанра: очерка, публицистической статьи, сказки, стиха… Кого к чему тянет.
Поговорим о сказках. Дети привыкли, что в сказке все просто и сама она простая и понятная, и только в процессе работы им становится понятно, как непросто создать настоящую сказку, с глубокой моралью, с двойным смыслом, с яркими образами. Но когда ухвачена сама суть назначения сказки, дело постепенно трогается с места и появляется желание стать сказочником. И сказочников в последнее время в студии становится все больше и больше. Так произведение Афанасьева Максима «Сказка о важном одуванчике» заняла I место на городской НПК, потому что она всем доходчиво показала, как плохо быть заносчивым и как гордыня разрушила счастье высокомерного одуванчика. А «Сказка о двух слезинках, побывавших на Параде Победы» стала прекрасным подарком ветеранам ВОВ, когда ее автор Афонина Юлия озвучила по чувашскому радио накануне Дня Победы и когда она была напечатана 8 мая в газете «Советская Чувашия». Действительно, одна слезинка появляется от великой радости Победы, а другая от грусти по погибшим и от ностальгии по ушедшей задорной молодости нынешних старичков-ветеранов. «Слезы умывают душу», - говорит автор. И удивляешься с какой любовью она описывает образы озорных слезинок, как глубоко переживает волнения всех, кто выходит на Парад Победы. А ее же «Сказка о жемчужной мысли» вводит нас в закрытый от всех мир творческого вдохновения и заражает желанием взяться за перо. Удивителен мир наших детей. В простой истории «жизни» семьи сосулек Оленина Маша показала глубокую мысль назначения человека на этой грешной земле. Жить недолго, но ярко, с пользой, со звоном и сверкающими бликами – значит перейти в другое жизненное измерение. Не бояться конца, а видеть в нем начало следующего продолжения радости жизни. Сосульки в сказке Маши растаяли, загрустил наш лирический герой, а за грустью пришла радость: ведь теперь ему можно дружить с лужицей на асфальте, которая осталась после сосулек. Не в этом ли философия жизни?
Удачно у моих воспитанников стали получаться лирические зарисовки природы. Вот она роса, простая на вид, но такая необычная по своему происхождению и назначению, посланная на землю сделать нас счастливее и здоровее. Прекрасно! И название, которое дал автор ,удивляет – «Босиком по росе». А ведь пишет это девочка 13 лет. Уже сейчас она чувствует себя частью природы, дорожит ею, влюблена в нее. На лето дети получили задание – собрать сборник «Земля-матушка», и это у них хорошо получилось. Вообще дети не раз писали о хлебе, (например, на тему «Хлеб в моих ладонях», «Запах хлеба»), но тема эта безгранична и вечна. Две удачные работы («Дедушкины мозоли» Васильева А. – 8А класс и «Запах душистого хлеба» Олениной М. – 8А класса) прозвучали в эфире ГТРК «Чувашия» 29 и 30 декабря 2009 года.
Мы любим с ребятами гулять в роще, слушать пение птиц, рассматривать насекомых, коллективно молчать. Вы когда-нибудь пробовали молчать коллективом, долго копаясь в своих мыслях и одновременно знать, что о том же самом думает друг, товарищ по студии, учитель…
Ведь этому тоже нужно учиться каждому из нас. И мы учимся… Учимся всему, что пригодится в земной жизни, что сделает лучше нашу душу. И о душе заводим особый разговор. Заходим в Храм Святой Татианы, вслушиваемся в бой колоколов. Одним словом, в процессе над художественными произведениями происходит оттачивание лучших человеческих мыслей и качеств. Происходит формирование человека, личности.
Если перейти к статистике, то за 17 лет работы студии более 20 выпускников окончили филологический факультет и факультет журналистики и работают по специальности на радио и телевидении, в редакциях газет и журналов в разных городах России, в том числе и Москве. Вот уже 13 лет студийцы – ежегодные победители Городской и Республиканской НПК; принимают участие во всевозможных конкурсах городского, республиканского, Всероссийского уровня. В общей сложности студия подготовила 46 призеров. А в прошлом 2008-2009 учебном году12 учащихся победили в различных конкурсах, и один из них Андрамонов Никита получил приглашение на презентацию на Всероссийский конкурс «Дети и книги» в г. Геленджик, предварительно заняв I место на республиканском уровне. За лучшие стихи пятиклассник Ильин Роман на республиканском конкурсе удостоен звания «Король поэзии». В настоящее время отправлены работы на Всероссийский конкурс «Широка страна моя родная» и на Всероссийскую олимпиаду юных журналистов. М не так уж важно, станут ли наши работы лучшими, заметят ли их. Главное то, что мы используем всякую возможность задуматься над очередной проблемной темой, покопаться в душе, что-то ценное выстрадать для себя. От чего-то очистится, к чему-то светлому приобщиться.
Отмечаю для себя, что творческие, пишущие дети отличаются особым, глубоким складом ума, тонким и философским мышлением, добротой и порядочностью. И за столько лет не замечено ни одного случая негативного отношения к жизни и окружающим, ни одного жесткого поступка, ни одного нарушения дисциплины в школе или на улице моими студийцами. Все дети как дети. Какие должны быть, какими хотим мы их видеть. И лично я считаю, что столько лет была счастлива рядом со своими поэтами и прозаиками, имела возможность их любить и делать лучше.
Нам педагогам кажется, что мы являемся воспитателями наших детей, но ведь это не совсем так. Рядом с детьми растем и мы, они наполняют нас радостью жизни и двигают наши возможности, наши способности. Спасибо им за это. Что бы мы ни делали на земле, все направлено на воспитание души, без которой человек не человек. Занимаясь творчеством в литературной студии «Говорящее перо», вот уже 17 лет приходится невольно заниматься душевоспитанием, без которого не может быть педагогической работы. И нужно сказать, что в процессе работы я чаще задумываюсь, что бы еще сделать, чтобы и моя душа становилась чище и бескорыстнее.
Тринадцатая книга, которую (надеюсь!) в скором времени подготовит к выпуску наша студия, будет называться «Ступеньки в небо». Так хочется верить, что мы с ребятами через год поднимемся еще на одну ступеньку чистоты и добра…
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ