Тренинг креативности дает возможность, не создавая критических уровней напряжения, получить личностно окрашенную обратную связь.
Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и латентными факторами, обуславливающими их успешное функционирование. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем.
Основная цель программы:
осознание креативности в себе и ее развитие.
Задачи:
-осознание и преодоления барьеров проявления креативности;
- осознание характеристик креативной среды;
- формирование навыков и умений управления креативным процессом.
В ходе тренинга с первых минут работы создается и удерживается среда со следующими параметрами:
1. Проблемность
2. Неопределенность
3. Принятие
4. Безоценочность.
В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.
Ход занятия
В этом занятии представлены некоторые упражнения знакомства участников с целями и задачами тренинга креативности. Упражнения, включенные в это занятие, посвящены развитию отдельных сторон креативности как свойства личности: гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т.д. Кроме того, сюда вошли упражнения, позволяющие участникам тренинга интегрировать появившиеся у них навыки управления креативным процессом.
После вступительного слова, ведущий кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждает с участниками принципы работы тренинговой группы.
Упражнение 1.
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: "Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".
Такой вариант представления требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды.
Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик.
Упражнение 2.
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: "Математики склонны все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность".
Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Тренер в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неструктурированность, неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.
Упражнение 3.
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.
Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.
Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого"
Это упражнение, прежде всего, направлено на осознание барьеров креативности.
Для более отчетливого их проявления тренер побуждает участников реагировать быстро, т.е. создает внешний барьер: ограничение времени, который дает о себе знать при наличии внутренних барьеров, актуализируя их влияние на человека.
Упражнение дает возможность лучше понять, какие условия способствуют проявлению креативности.
Упражнение 4.
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Давайте вообразим, что это (тренер показывает мяч)- апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе".
Тренер начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, "сладкий". В процессе выполнения упражнения тренер побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, "Давайте работать быстрее".
Также тренер обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как "желтый", "оранжевый", а следующий участник говорит: "Кубинский". В этом случае тренер может сказать: "Появилась новая область- страна- производитель".
Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.
Упражнение 5.
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом когда бросаем - называем какой-либо цвет, а когда ловим - объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе"
Использование в инструкции слова "объект", а не предмет, связано с тем, что оно предоставляет больше возможностей для порождения ассоциаций. Иногда в группе возникает вопрос, что следует понимать под объектом. В этом случае тренер сообщает о возможности сохранить любое понимание, то, которое представляется приемлемым каждому.
Упражнение 6.
Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника есть бумага и карандаш.
Инструкция: "Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сначала каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов в пользу курения. На это у Вас будет три минуты".
Через три минуты тренер предлагает каждому сказать, сколько аргументов у него написано. Эта информация не обсуждается, и тренером не комментируется. Если в группе все же возникают вопросы, много или мало аргументов написано, высказываются оценки и самооценки ("Ой, а у меня совсем мало"), тренер не реагирует и не поддерживает обсуждение.
Продолжение инструкции: "Теперь у вас будет некоторое время для того, чтобы поделиться друг с другом сформулированными аргументами, при этом запомните 1-2 аргумента, которые есть у партнера, а у вас их нет, и эти аргументы кажутся вам особенно неожиданными и оригинальными".
Через 5-7 минут, когда все завершат работу, тренер продолжает инструкцию: "Сейчас у вас будет еще три минуты, в течение которых каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов против курения".
Затем участники обмениваются результатами своей работы так же, как они делали это на предыдущем этапе.
Продолжение обсуждения происходит в общем кругу.
Тренер: "Сейчас каждый из нас скажет, какие из аргументов "за" и "против" курения из предложенных вашими партнерами особенно понравились вам, показались оригинальными, неожиданными".
Упражнение 7.
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
Инструкция: "Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места - в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т.д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже "побывали" другие и те предметы, которые уже назывались".
Упражнение проходит динамично и весело. Оно способствует развитию воображения, гибкости, оригинальности мышления.
РЕФЛЕКСИЯ
Какие чувства у вас возникали в ходе выполнения упражнений?
Удивлены ли вы какими-то возникшими чувствами?
Что нового вы открыли в себе или узнали?
Как вы будете использовать то, что поняли?