Каждый человек – это книга,
надо только суметь прочитать ее.
У. Ченинг, американский богослов
Цель занятия – создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы, снятию барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям, активной самостоятельной работе каждого участника над собой.
1. Определение правил групповой работы.
2. Знакомство.
Каждый участник оформляет карточку – визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он может взять себе любое имя: свое настоящее или игровое.
Дается 3-5 мин. Для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению.
Работа в парах. Каждый участник рассказывает друг другу о себе: имя, где работает, что ждет он от этих курсов. Основная задача представления –подчеркнуть свою индивидуальность – качества, умения, привычки. Затем садятся в круг и говорят о партнере.
3. Моя любимая игрушка.
У каждого из нас в детстве есть любимая игрушка. Хорошо, если мы не забываем о ней. Это как бы связывает нас с чудесным миром детства, когда мы были самыми счастливыми, получив игрушку. А помните ли вы свою любимую игрушку? Что это? Где они сейчас.
Участники рассказывают друг другу о своей любимой игрушке и о своих чувствах, которые вызвали воспоминания.
4. Карусель
Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним.
Члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники стоят лицом к центру круга). По сигналу все одновременно делают два шага вправо и оказываются перед новым партнером.
Роль участникам задает ведущий. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 мин. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 1 мин закончить начатую беседу. Попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.
1) Перед вами известный человек, которого вы знаете, но долго не видели. Вы рады этой случайной встрече…
2) Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека…
5. Все, некоторые, только я.
Все сидят в круге. В круге должно быть столько стульев, сколько участников. Ведущий стоит в центре, у него нет стула. Все, кого высказывание касается, должны встать и поменяться местами, причем нельзя садиться на смежный стул. С помощью этой игры можно узнать что-то новое друг о друге, желательно упоминать не только внешние свойства, а более глубинные качества.
6. Контраргументы
Давайте попробуем хотя бы немного разобраться в себе, в своих недостатках, привычках, которыми вы недовольны.
Для этого разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку «Недовольство собой» запишите все то, чем вы недовольны в себе. (5-6 мин.) Затем на каждое «недовольство собой» приведите контраргументы, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие Вас люди довольны уже сегодня, что принимают в вас, запишите в колонке «Принятие себя» (5-7 мин) Участники объединяются в микрогруппы по 3-4 человека и приступают к обсуждению всех своих записей.
7. Визуализация
Сядьте удобнее. Закройте глаза. Представьте себе, что вы берете мешок, складываете туда свои проблемы, обиды, тревоги, завязываете мешок, кладете на плечи и идете по дороге. Мешок тяжелый и дорога тяжелая, но вы упорно идете, поднимаетесь на холм, снимаете мешок и скидываем его вниз. Ложитесь на зеленую траву, расслабляемся, вам стало легко, дышим ровно, спокойно.
8. «Ручеек»
Участники встают парами. Каждый проходит по очереди по ручейку, а остальные говорят ему свои пожелания вербальным или невербальным способом. Участник проходит и встает в конец «ручейка».
9. Обратная связь
1. Были ли упражнения, которые помогали вам что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться?
2.Что-то тебе мешало быть включенным в занятие?
3. Что тебе не понравилось на прошедшем занятии?
4. Твои пожелания и замечания.
Литература
1.Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучению общению. - Прага, 1981.
2. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. - М.: Новая школа, 1993.
3. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М.: Интерпракс, 1994.