Совершенство есть знание человека
о своем несовершенстве.
Августин
Цели тренинга: активизация процесса самопознания у педагогов; формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний; развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности.
1. Введение в проблему.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем. О том, что хорошо. И хорошо не очень. Что-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно.
- В начале давайте поприветствуем друг друга по кругу и пожелаем чего-нибудь хорошего. Я очень рада видеть вас и хочу сказать пожелание словами Н.Амосова: «Надейтесь на себя. В жизни есть два крепких якоря – работа и дети. Все остальные невзгоды можно перенести».
Я предлагаю вам сегодня поговорить о совершенстве учителя. Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию. Что же такое совершенство? На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения. Назовите, пожалуйста, ассоциации со словом «совершенство» (участники называют: «идеал», «пример», «образец» и т.д.).
2. Упражнение «Имя – качество».
По определению Ожегова, совершенство – это полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства). Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, пусть не совершенные, но ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту характера, которая помогает в работе.
3. Работа в подгруппах по выявлению качеств совершенного педагога с различных точек зрения.
Первые черты совершенного педагога у нас уже есть, раскрываем тему дальше. Давайте посмотрим на себя глазами наших учеников и родителей. Для этого нам нужно разделиться на три подгруппы.
Первая подгруппа – это ученики начальной школы, вторая – старшеклассники, третья - родители. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, руки свободно лежат на коленях, почувствуйте опору под ногами, на стуле, закройте глаза, представьте себя ребенком в соответствующем возрасте или родителем. Каким бы вам хотелось видеть своего учителя?
Теперь в течение 5 минут обсуждаем свои мысли с коллегами. Затем каждая подгруппа формулирует и записывает на листочках 4 качества идеального, с их точки зрения, педагога.
4. Работа в объединенной группе.
На следующем этапе вы уже не дети или родители, вы снова стали собой, взрослыми людьми, опытными педагогами. Сейчас вы объединяетесь в одну группу и уже с вашей позиции предлагаете 4 качества совершенного педагога. Ведущий записывает их на доске.
5. Самооценивание по выбранным критериям и определение уровня притязаний каждого участника.
Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным критериям. (Самооценивание проводится анонимно; участники подписывают только шкалы на бланках.)
Уровень развития каждого выбранного вами качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самую низкую степень развития, а верхняя – наивысшую.
На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в настоящий момент. После этого крестиком отметьте, какой уровень развития этих качеств был бы для вас желательным. Если на ваших шкалах эти две точки совпадают или находятся близко друг от друга – я вас поздравляю – вам удалось приблизиться к вашему идеалу. Если же между ними есть расстояние – замечательно! – вам есть к чему стремиться, это ваш потенциал, руководство к действию. И чем больше расхождение, тем интереснее задача! (результаты остаются у участников для самоанализа).
6. А сейчас давайте немного отдохнём.
Упражнение-активатор «Печатная машинка». Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одному слову из отрывка. В конце слова все встают, на знак препинания – топают ногами, в конце строки – хлопают в ладоши. Кто ошибется – выходит из игры.
7. Упражнение «Учительская харизма: быстрые крылья или тяжкий груз?»
Кто же такой современный учитель?
Учитель – человек лидирующий. Это значит, что учитель не формально, росчерком пера, назначен «вождем», а принят самими ребятами в качестве ориентира и эталона. А это означает включенность в их среду, общение (не «я» - «вы», а «мы»), такие действия учителя, которые ученики воспринимают как востребованные ими самими. Быть лидером – значит:
· быстрее и точнее других ориентироваться в собеседнике, ситуации;
· уметь смотреть на мир глазами тех, кого он намерен возглавить;
· быть актером, но и командиром; сообщать новое, но и вести диалог;
· видеть не таких ребят, которые перед ним сейчас, а таких, какими они будут завтра, если диалог состоится;
· знать предмет, а главное – как он придет в жизнь ребят, что они обретут благодаря ему.
Важнейшие личностные качества лидера – уверенность, рождаемая компетентностью, и опора на мнение большинства – производное безостановочной деятельности аналитического мышления, достигающего рефлексивного уровня.
Чем ближе будущий учитель окажется к позиции «лидер», тем шире его сознание, точнее и актуальнее речевое воздействие на собеседника и взаимодействие с ним, основательнее знание современной культуры и подростковой субкультуры, высокомерное манкирование которыми самому эрудированному учителю никогда не позволит стать лидером.
Лидер – это умение в каждый миг диалога оперировать сведениями, которые востребованы собеседником, но в ту же минуту и желанны, формируют внимание и интерес.
Учитель – человек живущий. Не выживающий и не существующий, а именно – живущий: право на достойную экзистенциальную самореализацию он получает вместе с педагогическим образованием. Учитель должен быть моделью для учеников, объектом подражания, а не носителем заведомо деструктивной деятельностной модели. «Человеком живущим» делает учителя и социальный престиж педагогической профессии, выражающийся сегодня в многообразии сугубо материальных атрибутов. Так, известно, что «трудные» подростки, причем самые ершистые, меняли отношение к учителю на прямо противоположное, мотивируя это так:
- А вы видели, как она одевается? Как художница!
- Наш классный был сегодня упакован лучше всех!
Сегодня учитель-неудачник, учитель-аутсайдер будет восприниматься как отрицательная и отрицаемая модель жизни, а каждое его слово – с противоположным подтекстом.
Учитель – человек играющий. Учитель преображается, стоя перед классом, отринув внешние заботы и проблемы; он ведет партию, не имея право фальшивить и быть неестественным.
Изо дня в день повторяя хорошо знакомое, он строит сюжет урока так, чтобы вместе с классом идти к нему через преодоление проблем и решение задач, результат которых окажется для всех открытием. Сегодня востребован компетентный, взаимодействующий с классом, оптимизирующий, лидирующий учитель. И – играющий, поскольку творческое взаимодействие, сотворчество, креативность невозможны вне лицедейства. Правда, без репетиций и без кулис, а также без вызубренной роли и без аплодисментов зрительного зала.
Так что же это такое – учительская харизма: быстрые крылья или тяжкий груз?
8. Причины негативного поведения.
Я думаю, вы со мной согласитесь, в жизни педагога часто встречаются такие моменты, когда нужно разрешить конфликт, вызванный негативным поведением учеников. Совершенство учителя, по-моему, состоит в том, чтобы суметь их предотвратить. В книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» мне понравилась одна схема, которую я часто использую в работе с родителями. Представлена она в виде «кувшина эмоций».
I слой: Гнев, злоба, агрессия – эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они – постоянные причины конфликтов, порой, материальных разрушений, и даже войн. Внешне эти негативные эмоции проявляются в виде обзываний, оскорблений, ссор, драк, наказаний, действий «назло» и т.п.
II слой: Отчего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев – чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида. Все чувства этого второго слоя – страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из-за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает.
III слой: А отчего возникают страдательные чувства? Психологи дают очень определенный ответ: причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей. Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. За любым негативным переживанием мы найдем нереализованные потребности.
IVслой: Ниже слоя потребностей лежит отношение к самому себе, заключение о себе, самооценка, чувство самоценности. Психологи доказали, что самооценка сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны потом во взрослой жизни. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастет с положительным отношением к самому себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждений того, что он – хороший, что его любят, что он может справляться с посильными делами, т.е. это является базисными стремлениями ребенка и вообще всякого человека.
Хотя ребенок с самого рождения борется за место под солнцем, его силы ограничены, и чем он меньше, тем больше во власти родителей. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствий, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой». Наказание ребенка усугубляет его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате он в конце концов приходит к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохой!» Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния.
9. Работа с метафорой.
- Скажите, какое значение в жизни человека играет метафора? Мы редко задумываемся об этом, а ведь красивые метафоры – это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнуться с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» - как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь. Помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.
А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое. Я предлагаю вам снова разбиться на три группы. Вначале каждый член группы работает самостоятельно, затем вы формулируете общегрупповую метафору и пишете на этом лепесточке, из которых мы сложим цветок. Все эти метафоры станут видимым и ощутимым результатом нашей работы.
Задание первое. Поставьте на листе цифру 1 и напишите: «Жизнь – это…». Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной… с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания. На выполнение этого задания необходимо дать 3-4 минуты. После завершения работы предложить желающим (или всем) озвучить свои определения. Ведущему следует положительно отозваться обо всех определениях и не допускать критических или насмешливых замечаний. Это позволит участникам группы почувствовать атмосферу психологической безопасности и проявить свои творческие способности, не опасаясь неудачи и осуждения.
Задание второе. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру 2 и снова написать: «Жизнь – это…». Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.
Задание третье. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру 3 и снова написать: «Жизнь – это…». Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений. Определения также снова озвучиваются.
Задание четвертое. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и выберите ключевые слова в каждом из них. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова.
После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры.
9. Просмотр фильма «Презентация для души».
10. Рефлексия полученного на занятии опыта.
Наше занятие завершается. Если вернуться к теме, то ведь и понятие «совершенство» - это тоже что-то завершенное, свершившееся, законченное. Но ведь наш путь не завершен, мы-то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела! Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути и хочу закончить свой тренинг словами И.Мирошниченко: «Завтра – это загадка, вчера – это история, сегодня – это подарок!» принимайте этот подарок и стремитесь к своему АКМЕ!
Приложение 1. Активное слушание
Активное слушание
Часто причины наших трудностей бывают спрятаны в сфере наших чувств. Если наш собеседник обижен, унижен, оскорблен, уязвлен, расстроен, когда ему больно, стыдно, страшно, то в общении с ним лучше применить метод активного слушания. Активно слушать собеседника – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. «Озвучивание чувств помогает снять конфликт или напряжение. Выделяют три варианта активного слушания:
- Вопрос (Вопрос должен быть уточняющим).
- Парафраз (т.е. перефразирование) «Как я Вас понял…», «По Вашему мнению…», «Другими словами, Вы считаете…».
- Эмпатическая фраза (позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их. Понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При этом не следует давать советов, критиковать, поучать, говорить: «Успокойся, не волнуйся, все уладится». Главное – уловить состояние собеседника.
1-я ситуация: Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!»
2-я ситуация: Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».
3-я ситуация: Дочь (подросток) матери: «Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись».
4-я ситуация: Ученица (13 лет) – учителю: «Скоро прозвенит звонок, а я еще не справилась с учебной работой. Здесь можно сделать столько ошибок».
5-я ситуация: Я не знаю, во мне причина или в сестре, но в последнее время мы с ней часто ссоримся.
Приложение 2. Я-высказывания
Я-высказывание/ Ты-высказывание
Использование в речи Я-высказывания делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я-высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацелено как Ты-высказывание на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришел домой в 11 часов вечера!»).
Если мы используем Ты-высказывание, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
Мне непонятно…
Мне странно…
Мне неприятно…
Мне обидно…
У меня вызывает недоумение, что…
Мне неудобно…
Мне некомфортно…
Приложение 3. Примеры метафор
Примеры метафор, придуманные участниками в результате выполнения первого задания:
Жизнь – это винегрет эмоций, мыслей и поступков.
Жизнь – это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевинкой.
Жизнь – это вино: пока пьешь – приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.
Жизнь – это волшебное блюдо, которым – сколько ни ешь – насытиться невозможно.
Жизнь – это большая сладкая калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.
Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения второго задания:
Жизнь – это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.
Жизнь – это ломаная, проведенная нами на полотне реальности.
Жизнь – это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.
Жизнь – это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.
Жизнь – это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.
Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения третьего задания:
Жизнь – это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутчики, но финиша человек достигает всегда в одиночестве.
Жизнь – это налаживание связей с другими: чем их больше, тем прочнее человек держится.
Жизнь – это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.
Жизнь – это черточка между датами, которая служит мостиком огромному количеству людей.
Жизнь – это прокладывание маршрута в человеческом море.
Итоговым метафорическим определением жизни у одного из участников стало следующее: «Жизнь – это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце – и то не всегда».
Приложение 4.
Метафоры, созданные группой творчески работающих психологов
на курсах повышения квалификации
в ГОУ «Чувашский республиканский институт образования»
(март 2009 года)
· Жизнь – это продуктовый супермаркет, где выбирает каждый, что положить в тележку, причём кому-то достаточно маленькой корзины, а кто-то наполнит её до предела!
· Жизнь – это коробка шоколадных конфет.
· Жить не ради того, чтобы есть, а есть, чтобы жить. Жить а не существовать!
· Жизнь – это геометрия, состоящая из знакомых и незнакомых фигур.
· Жизнь – это удивительный многогранник.
· Жизнь – это круг, который движется по спирали.
· Жизнь – это объятия встреч и расставаний! И в этом вся прелесть!
· Жизнь – это я, это ты, это мы с тобой.
· Жизнь – это доброе, с которым долго будешь жить.
· Жизнь – это объятия встреч и расставаний знакомых и незнакомых фигур, где каждый двигается со своей тележкой опыта.
· Жизнь – это многогранник, где мы с тобой едим конфеты.
· Жизнь – это движение с добрыми мыслями без навязчивых идей о еде.
· Жизнь – это многогранные объятия добрых встреч и расставаний знакомых и незнакомых фигур, где каждый двигается со своей корзиной или тележкой опыта без навязчивых идей о еде. Но конфеты допускаются!