Харитонова Елена Геннадьевна, педагог-психолог
МВ(С)ОУ «Центр образования №2 г.Чебоксары» Чувашской Республики
Раб.тел. (8352) 39-86-13
Е-mail: helena_23@mail.ru
Цель: осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности.
1 день
Задачи:
- создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
- ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;
- сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчеркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность и на формирование личностных качеств учащихся;
- начать освоение активной позиции самопознания и развития способности производить значимые изменения в своем отношении к профессии;
- способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами станем участниками тренинга педагогической осознанности. Регламент нашей работы составляет 1 час. За это время я надеюсь, что ваша педагогическая осознанность приобретет еще одно новое качество. Но это качество у каждого из вас будет своим и только вы сами в конце тренинга, сможете дать ответ, что вы приобрели для себя как личность и профессионал. А наш сегодняшний тренинг мы начнем с приветствия «Смысл моего имени».
Приветствие «Смысл моего имени»
Ведущий. Вам необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Одновременно с оформлением визиток вам нужно подумать и придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, вам по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится». Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений.
Правила работы в группе
Ведущий. Замечательно! Теперь у каждого из вас есть тренинговое имя. Для того, чтобы продолжить работу, нам с вами нужно будет принять правила взаимодействия между участниками группы.
1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю ... », «Я думаю ... »).
4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
6. Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
7. Недопустимость непосредственных оценок человека.
Упражнение «Личность педагога»
Проводится в малых группах по 4 человека.
Ведущий. Сейчас вам нужно разбиться на 4 группы. Каждой группе нужно будет, посовещавшись составить портрет идеального педагога. На выполнение задания отводится 5-7 минут.
Примерные качества:
· гибкость,
· стремление к самоактуализации, доброжелательность,
· умение брать ответственность на себя, коммуникабельность,
· направленность на личность другого человека, принятие себя,
· уважение чужого мнения, организаторские способности,
· умение видеть на несколько шагов вперед, креативность,
· эмпатийность.
Сейчас первая микрогруппа даст свой портрет идеального педагога, и все называемые качества я зафиксирую на доске. Для второй микрогруппы работа усложняется: представление своего портрета пройдет в виде ответов на вопросы:
· С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
· Что вы сами предлагаете добавить?
· Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?
Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.
Упражнение «Мои сильные стороны»
Проводится в малых группах по 3 человека.
Ведущий. Каждому из вас предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые вы считаете лучшими в себе, которые вы могли бы выдвинуть в качестве примера детям и хотели бы сформировать у своих учеников. Все ваши высказывания должны быть в утвердительной, а не условной форме, т.е. исключить слова типа «возможно», «наверно» «может быть».
На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие, благодаря им, качества личности детей они могут воспитать, будучи напарниками.
Общее время работы микрогрупп - 15 минут.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства вызвало задание?
2. Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон?
3. Что мешало свободно говорить о своих достоинствах. Не заметили ли вы за собой желания говорить о своих достоинствах, отталкиваясь от отсутствия конкретных недостатков?
4. Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные черты в общем портрете?
5. Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных сторон личности детей?
Идея, выносимая на обсуждение
· Нужно стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах детей. Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед учащимися, то есть таким, какой ты есть на самом деле. Но для этого каждому педагогу необходимо развивать себе такие качества, которые, являясь неотъемлемыми чертами его личности, будут положительно влиять на формирование определенных сторон личности детей.
Упражнение «Объявление»
Ведущий. В течение 5 минут каждому из вас нужно будет составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т.д.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой педагог. Затем в течение одной минуты нужно будет объявление зачитать перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами этого специалиста.
Упражнение «Подарок»
Ведущий. Вот и подошел к концу наш тренинг. И в завершении я предлагаю вам провести еще одно упражнение «Подарок». Каждый из вас сейчас подарит своему соседу справа любой «подарок», т.е. сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.
Рефлексия
Ведущий. Каждый из вас сейчас получил подарок. И я не сомневаюсь, что каждый из вас получил что-то свое. То, что он может забрать с собой. Мне тоже в свою очередь хочется получить от вас обратную связь в виде анонимного анкетирования (см. Приложение 1).
Эти анкеты помогут мне в дальнейшем выстраивать с вами работу. Это занятие у нас с вами не последнее, а первое из трех. Мы с вами увидимся еще в декабре, а точный день мы вам сообщим позднее. Я благодарю вас за внимание и активную работу. Спасибо!
2 день
Задачи:
- продолжить самораскрытие и самоанализ, создавать условия для проявления профессиональной и личностной индивидуальности;
- способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы;
- начать активное овладение личностно-ориентированной позицией по отношению к воспитанникам на основе практического усвоения понятий «понимание, принятие и признание личности ребенка».
Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами станем участниками 2-го занятия тренинга педагогической осознанности. Регламент нашей работы составляет 1 час. За это время, я надеюсь, ваша педагогическая осознанность приобретет еще одно новое качество. Но это качество у каждого из вас будет своим и только вы сами в конце тренинга сможете дать ответ, что вы приобрели для себя как личность и профессионал. А наш сегодняшний тренинг мы начнем с приветствия.
Упражнение «Пожелание».
Ведущий. Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем, друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из вас не получит пожелание.
Упражнение «Мое педагогическое кредо»
Материалы: средства изображения и вся окружающая обстановка.
Ведущий. Необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей профессиональной деятельности, а затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т.п. Вы можете воспользоваться любыми имеющимися изобразительными материалами и прочими вспомогательными средствами.
Время подготовки - 10 минут.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего кредо?
2. Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом?
3. Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить?
4. Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку?
5. Удовлетворены ли вы созданным символом? Считаете ли вы, что он действительно отражает ваше кредо?
Упражнение «Имя и определение».
Участники, стоящие в круге, придумывают себе определения, как они сегодня себя чувствуют, или кто они. Затем, по очереди, называют свое имя и определение. Имя и определение должны начинаться на одну и туже букву. Например: Я – Ольга, я – очарованная; я – Гена, я – голодный.
Упражнение «Подкрепление»
Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку.
Двое желающих должны выйти за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.
Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму - положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми «выпустить пар» предоставляется активным участникам.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы чувствовали себя в своей роли?
2. Какие чувства вызвала у вас реакция группы? Как вы чувствуете себя сейчас?
3. Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Идеи, выносимые на обсуждение:
· Безусловно, положительное принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка - это способ выражения принятия.
· С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это - игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
· Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.
· Иллюстрируемый способ общения: ПРИНЯТИЕ.
Упражнение «Самопознание»
Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание». Между участниками распределяются эти буквы.
Ведущий. Из них вам придется составлять новые слова. Как вы думаете сколько, на ваш взгляд, слов можно составить из этого набора букв.
После выслушивания мнений группе можно задать вопрос: «Когда вы называли количество возможных слов, ты опирались на то, сколько сами можете составить, или учитывали, что могут появиться варианты от других членов группы?»
Далее группа строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.
Вопросы для обсуждения:
1. Все ли участвовали в составлении слов? Как было организовано составление слов? Были ли «выпадающие»?
2. Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?
3. В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)?
Идеи, выносимые на обсуждение:
· Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно - спокойного, пассивного, робкого.
· Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.
Упражнение «Что помогает тебе в работе»
Ведущий. Этот день мы завершим высказыванием, которое бы отражало сильные стороны вашего соседа слева как личности и как профессионала. Высказывание можно начать с фразы: «Тебе, как профессиональному педагогу, очень помогает в работе то, что ты ... »
Рефлексия
Ведущий. Каждый из вас сейчас услышал свою сильную сторону личности. И я не сомневаюсь, что каждый из вас услышал что-то приятное. То, что он может забрать с собой. Мне тоже в свою очередь хочется получить от вас обратную связь в виде анонимного анкетирования (см. Приложение 1).
Эти анкеты помогут мне в дальнейшем выстраивать с вами работу. Это занятие у нас с вами не последнее, а второе из трех. Я благодарю вас за внимание и активную работу. Спасибо!
3 день
Задачи:
- закрепить стиль активного овладения личностно-ориентированной позицией в общении с детьми;
- подойти к идее практического использования результатов самоанализа в целях самосовершенствования;
-создать условия для получения участниками обратной связи от группы.
Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами станем участниками 3-го занятия тренинга педагогической осознанности. Регламент нашей работы составляет 1 час. За это время, я надеюсь, ваша педагогическая осознанность приобретет еще одно новое качество. Но это качество у каждого из вас будет своим и только вы сами в конце тренинга сможете дать ответ, что вы приобрели для себя как личность и профессионал. А наш сегодняшний тренинг мы начнем с приветствия.
Упражнение «Комплимент».
Участники группы встают в круг. Один из участников поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «Спасибо» и, в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент. Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то, ставший традиционным, предмет, например, сердечко, сшитое из ткани.
Упражнение «Композиция»
Группа делится на две команды. Обеим командам дается задание: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур - двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника (размеры и место размещения - на усмотрение команды).
Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок и своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.
По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» И найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.
Вопросы для обсуждения:
1. С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?
2. Хотелось ли вам затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно?
3. Чем отличаются рисунки?
4. Как вы считаете, в чем причина получившихся отличий?
Идеи, выносимые на обсуждение
· Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый.
· Наше старание не обязательно приводит именно к тому, чего мы ожидаем.
· Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, к успеху.
· Если ребенок не понял - это не значит, что он невысокого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.
· Косноязычие педагогов.
Упражнение «Зеркало»
Материалы: зеркало размером примерно 15 х 20 см. По кругу передается зеркало. Задача каждого игрока - посмотреться в зеркало и попытаться воспринять себя отстраненно, как будто видишь не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло внимание.
Ведущий. Сосредоточенно изучите этого человека и попытайтесь ответить на такие вопросы:
- Что привлекательного вы видите в этом человеке?
- За что его можно любить?
- Что вызывает уважение, а может быть, восхищение?
После того как зеркало обойдет весь круг, обсудить ту внутреннюю работу, которую многим пришлось совершить.
Идеи, выносимые на обсуждение
· Сложно увидеть хорошее в себе, но, научившись это делать, полюбив себя, значительно проще увидеть нечто особенное и в другом человеке.
· Приняв себя таким, какой ты есть, можно научить других такому же отношению к себе.
Упражнение «Руки»
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
Идеи, выносимые на обсуждение
· В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию.
· Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
Упражнение «Самопознание»
Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».
Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них вам придется составлять новые слова. Как вы думаете сколько, на ваш взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос:
Когда вы называли количество возможных слов, ты опирались на то, сколько сами можете составить, или учитывали, что могут появиться варианты от других членов группы?
Далее группа строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.
Вопросы для обсуждения:
1. Все ли участвовали в составлении слов? Как было организовано составление слов? Были ли «выпадающие»?
2. Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?
3. В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)?
Идеи, выносимые на обсуждение:
· Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно - спокойного, пассивного, робкого.
· Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.
Упражнение «Надписи на спине»
Участникам на спину прикрепляется листок бумаги, и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Вариант – усложнение задачи, например, писать то, что хотелось бы изменить в этом человеке.
Ведущий. Каждый из вас сейчас услышал свою сильную сторону личности. И я не сомневаюсь, что каждый из вас услышал что-то приятное. То, что он может забрать с собой. Мне тоже в свою очередь хочется получить от вас обратную связь в виде анонимного анкетирования (см. Приложение 1).
Эти анкеты помогут мне в дальнейшем выстраивать с вами работу. Это занятие у нас с вами не последнее, а второе из трех. Я благодарю вас за внимание и активную работу. Спасибо!
Литература
1. Андреева Г.М. Психология самопознания. – М., 2002.
2. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008.
3. Мардер Л. Рабочая программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям // Школьный психолог. - 2003. - № 22 – с. 1-16.
Приложение 1. Бланк для обратной связи
Обратная связь
Дата занятия_____________________
1. Степень включенности: О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1О
Что мешает Вам быть более включенным в занятие?__________________
__________________________________________________________________
2. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:__________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что Вам не понравилось на прошедшем занятии? Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ваши мысли после этого занятия:
о себе_________________________________________________________
о группе_______________________________________________________
5. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.): _____________________________________________________